Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Анфиловой Т.Л.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Фархутдиновой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Язданова Н.Г. на решение Аургазинского районного суда РБ от 08 июня 2015 г., которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Язданова ФИО9 к администрации муниципального района Аургазинский район о признании недействительным и отмене решения Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о реорганизации путем присоединения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения " ... " к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению " ... " в качестве ее филиала (заключение от " ... "), постановления главы администрации муниципального района Аургазинский район РБ " ... " от " ... " "О реорганизации путем присоединения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения " ... " к " ... "" отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Язданов Н.Г. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Аургазинский район РБ о признании недействительным и отмене постановления главы администрации муниципального района Аургазинский район РБ " ... " от " ... " "О реорганизации путем присоединения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения " ... " к " ... " в качестве его филиала". Требования мотивировал тем, что он и родители учащихся " ... " не согласны с реорганизацией путем присоединения " ... " к " ... ". Своё несогласие родители учащихся выразили на собрании жителей сельского поселения Кебячевский сельсовет. Считают, что Постановление " ... " принято с нарушением законодательства и нарушает права их детей, предусмотренных ст.43 Конституции РФ, ст. 34 Федерального закона "Об образовании" N 273-ФЗ от " ... ", Постановлением главы администрации района " ... " от " ... "г. "Об утверждении целевой программы "Оптимизация сети образовательных учреждений муниципального района Аургазинский район на 2014-2018 г.г.", а именно право на получении общедоступного, бесплатного, качественного образования. При вынесении решения Комиссией не были достигнуты все критерии, согласно Постановления Правительства РБ N 535. В соответствии с п 2 ст. 13 Федерального закона от " ... " N 124 -ФЗ (ред. 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" решение о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Вынесение незаконного решения Комиссии привело к принятию постановления главы администрации муниципального района Аургазинский район РБ " ... " от " ... "
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене приведенного решения суда, по тем основаниям, что представительным органом не принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, то есть сам процесс к действиям администрации по решению этих задач не запущен. Суд не принял во внимание доводы, что реорганизация школы должна привести к повышению качества образования детей, улучшению доступности получения образования, повышению конкурентоспособности среди общеобразовательных учреждений. Кроме того, податель жалобы выражает, свое несогласие с мнением ответчика, о том, что отсутствие положительного мнения граждан не является препятствием для реорганизации общеобразовательного учреждения. Податель жалобы также указывает, что оспариваемое постановление должно быть принято на основании положительного заключения Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации. В жалобе ставится вопрос относительно наличия сомнений со стороны родителей учащихся в вопросах организации транспортного обслуживания до образовательного учреждения и обратно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Аургазинский район РБ ФИО3, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 28 Конвенции о правах ребенка, участниками Конвенции, в том числе и Российской Федерацией признано право ребенка на образование.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательством и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. Частью 2 данной статьи установлено, что гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждения и на предприятиях. Основное общее образование обязательно (ч.4). Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Согласно ст. 2 ФЗ "Об образовании" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Статьей 3 ФЗ "Об образовании" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. установлено, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Статья 5 ФЗ "Об образовании" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. устанавливает государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования, в соответствии с которыми гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
В соответствии со ст. 7 Закона "Об образовании" в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Статья 31 ФЗ "Об образовании" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г., устанавливает полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 34 ФЗ "Об образовании" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г., реорганизация образовательного учреждения может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления -для муниципальных образовательных учреждений. При реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к нему одного или нескольких образовательных учреждений лицензия и свидетельство о государственной аккредитации реорганизованного образовательного учреждения переоформляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом лицензий и свидетельств о государственной аккредитации присоединяемых образовательных учреждений на период до окончания срока действия лицензии и свидетельства о государственной аккредитации реорганизованного образовательного учреждения.
Подпунктом 6 п.10 ст.35 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от " ... " N131-Ф3, к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Из материалов дела усматривается, что " ... " осуществляло свою деятельность на основании Устава, в соответствии с п. 1.4 которого, учредителем " ... " является муниципальный район Аургазинский район РБ в лице администрации MP Аургазинский район РБ. Учреждение находится в ведении муниципального казенного учреждения Отдел образования администрации MP Аургазинский район РБ. В соответствии с п.2.1 Устава, " ... " является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, печать и штамп (п.2.3, п.2.4 Устава). Согласно п.2.5 Устава, " ... " осуществляет образовательную деятельность с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности. " ... " проходит государственную аккредитацию в соответствии с законодательством РФ в области образования (п.2.6).
В соответствии с Уставом, учредитель принимает решение о создании " ... "; определяет цели, условия и порядок деятельности учреждения; предоставляет " ... " помещение с необходимым оборудованием, земельный участок; финансирует МБОУ СОШ; решает вопросы реорганизации и ликвидации " ... "; финансируется учредителем. Разделом 13 Устава определено, что " ... " может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок реорганизации устанавливается учредителем. Принятие решения о реорганизации и проведения реорганизации осуществляется в порядке, предусмотренном учредителем. При реорганизации учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономго, казенного образовательного учреждения путем изменения типа существующего муниципального бюджетного образовательного учреждения, учреждение вправе осуществлять определённые в его Уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства. При реорганизации учреждения в форме присоединения к нему одного или нескольких образовательных учреждений лицензия и свидетельство о государственной аккредитации учреждения переоформляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом лицензий и свидетельств о государственной аккредитации присоединяемых образовательных учреждений на период до окончания срока действия лицензии и свидетельства о государственной аккредитации учреждения. При изменении статуса учреждения и его реорганизации в иной форме лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивает силу, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Согласно лицензии " ... " от " ... ", " ... ", имеет право ведения образовательной деятельности по образовательным программам, при соблюдении зафиксированных контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся. Срок действия лицензии бессрочно.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан " ... " от " ... " утвержден перечень малокомплектных образовательных организаций " ... " на " ... " учебный год.
В перечне малокомплектных образовательных организаций Республике Башкортостан на " ... " учебный год приложенного к указанному выше распоряжению Правительства Республики Башкортостан указано " ... "
Постановлением главы администрации MP Аургазинский район РБ " ... " от " ... " утверждена муниципальная целевая программа "Оптимизация сети образовательных учреждений муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан на " ... "" согласно приложению (л.д. 74).
Постановлением главы администрации муниципального района Аургазинский район РБ от " ... " " ... " "О реорганизации путем присоединения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения " ... "", постановлено реорганизовать " ... " в форме присоединения к " ... " в качестве его филиала. В последующих пунктах указанного постановления, определены этапы и сроки мероприятий, связанных с реорганизацией, закреплены ответственные лица. Данное постановление опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" (л.д. 110-112).
Основанием для принятия оспариваемого постановления послужило заключение комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации муниципальных образовательных организаций муниципального района Аургазинский район РБ от " ... " (л.д. 113-116).
Так указанным заключением, комиссия рассмотрев поступившее " ... " от начальника отдела образования администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан предложение о проведении оценки последствий принятия решения о реорганизации " ... " путем присоединения к " ... " в качестве его филиала, и другие представленные документы на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от " ... " " ... " "О порядке проведения оценки последствий принятии решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Республики Башкортостан, муниципальной образовательной организации" приходит к заключению: на территории муниципального образования сохраняются условия для получения гражданам образования соответствующего уровня согласно федеральным государственным образовательным стандартам; прием граждан в другие образовательные организации, осуществляющие в муниципальном образовании образовательную деятельность по реализации образовательных программ, возможен; иные образовательные организации, осуществляющие в муниципальном образовании образовательную деятельность по реализации образовательных программ находятся в территориальной доступности, в том числе с учетом возможности организации транспортного сопровождения обучающихся к образовательным организациям. За положительную оценку последствий принятия решения о реорганизации образовательных организаций, кроме прочего, реорганизация " ... " путем присоединения к " ... " в качестве его филиала проголосовали единогласно все присутствующие члены комиссии. По результатам рассмотрения вопроса комиссия пришла к заключению реорганизация " ... " путем присоединения к " ... " в качестве его филиала, не противоречит действующему законодательству и не повлечет нарушений прав и свобод граждан и государственных гарантий в сфере образования.
Из протокола собрания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций муниципального района Аургазинский район РБ от " ... ", следует, что сохранение " ... " возможно, реорганизовав её путем присоединения в филиал " ... " В " ... " - " ... " обучающихся в " ... " классах-комплектах, " ... " учителей (на " ... " единиц больше) и " ... " работников прочего персонала (на " ... " единицы больше) (л.д. 117-122).
Указанное заключение комиссии является аргументированным, обоснованным и свидетельствуют о том, что в результате реорганизации " ... " путем присоединения ее в филиал " ... ", права несовершеннолетних детей на получение основного среднего образования не будут нарушены так как основной базовой школой станет " ... ", где созданы все надлежащие условия для получения качественного образования.
Разрешая спор, проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд, установив, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству, принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, при этом нарушений прав и свобод граждан не допущено, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Яздановым Н.Г. исковых требований.
Кроме того, суд первой инстанции, верно указал на то, что доводы Язданова И.Г. относительно принятия постановления главы администрации с нарушением прав детей, предусмотренных ст.34 ФЗ "Об образовании" N 273-ФЗ от " ... " г., согласно которого, ликвидация сельского дошкольного образования или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением, являются необоснованными, поскольку из обжалуемого постановления главы администрации видно, что речь идет о реорганизации путем присоединения " ... " Следовательно, глава администрации вынес постановление о реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица, а не ликвидации юридического лица.
Доводы Язданова И.Г., изложенные в апелляционной жалобе, не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Глава администрации MP Аургазинский район РБ вынес постановление о реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица, а не ликвидации юридического лица. Реорганизация предусматривает способ прекращения юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства. При ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности юридического лица не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил доказательства, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не указывают на основания для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Аургазинского районного суда РБ от 08 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Язданова Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: Т.Л. Анфилова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Буллякулова Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.