Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Мухаметовой Н.М.,
судей: Габитовой А.М.,
Хамидуллиной Э.М.,
с участием прокурора: Сафина А.Р.,
при секретаре Хафизовой Ю.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г.Октябрьский на решение Октябрьского городского суда РБ от 18 марта 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г.Октябрьский РБ в интересах Брылевой Е.А. к Администрации ГО г.Октябрьский РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья -удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г.Октябрьский предоставить Брылевой Е.А., ... года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет на территории г.Октябрьский РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
Заслушав доклад судьи Габитовой А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Октябрьский РБ, действуя в соответствии со ст.45 ГПК РФ в интересах Брылевой Е.А., обратился в суд с иском к администрации городского округа г.Октябрьский РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование иска указал, что прокуратурой г.Октябрьский РБ в связи с поступившим обращением Брылевой Е.А. проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований закона, связанные с непредоставлением жилья Брылевой Е.А. Проведенная по поступившему обращению проверка показала, что в нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье указанной категории лиц, надлежащим образом не выделяется. Установлено, что Брылева Е.А., ... года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Брылева Е.А. ... года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в администрации городского округа г.Октябрьский РБ. Брылева Е.А. зарегистрирована и проживает по адресу: ... , закрепленного в собственности жилого помещения не имеет.
В связи с изложенным истец просил суд обязать администрацию ГО г.Октябрьский РБ предоставить Брылевой Е.А., ... года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет на территории г.Октябрьский РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, администрация ГО г.Октябрьский РБ подала апелляционную жалобу, в которой просит решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы указывает на допущенное судом нарушение норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц. Кроме того, указывает, что в настоящее время соответствующие материальные средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению Брылевой Е.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не переданы администрации ГО г.Октябрьский РБ.
Брылева Е.А., представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации ГО г.Октябрьский РБ, представитель третьего лица Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании положений ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации ГО г. Октябрьский РБ - Файзуллина М.З., представителя третьего лица МБУ "Комитет по жилищной политике" ГО г.Октябрьский РБ - Садриеву Р.И., заслушав прокурора Сафина А.Р., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005г. N260-з органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей 2 Закона РБ от 28.12.2005г. N260-3 установлено, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 N1320-О, федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Брылева Е.А., ... года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение в установленном порядке жилого помещения.
Согласно выписке из протокола N ... заседания жилищной комиссии ГО г.Октябрьский РБ от ... года, утвержденного постановлением администрации ГО г.Октябрьский от ... года N ... , Брылева Е.А. по ее заявлению принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с даты обращения - ... года.
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по городскому округу город Октябрьский Республики Башкортостан по состоянию на ... года - приложении к постановлению администрации ГО г.Октябрьский РБ от ... года N ... Брылева Е.А. значится под номером ... (л.д. ... ).
Таким образом, в нарушение вышеизложенных требований законодательства Брылева Е.А. на момент рассмотрения дела ответчиком, несмотря на наделение его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение не предоставлено.
Следовательно, со стороны ответчика имело место бездействие, которое привело к грубому нарушению жилищных прав Брылевой Е.А., в т.ч. права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот.
На основании вышеизложенного, проанализировав установленные по делу фактические обстоятельства, исходя из вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Октябрьский РБ в интересах Брылевой Е.А.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в том, что суд отложил при наличии представителей ответчика и третьих лиц разбирательство дела, назначенное на 18 марта 2015 года, ввиду отсутствия представителя прокуратуры, однако, как выяснилось впоследствии, рассмотрел дело 18 марта 2015 года по существу, указав в решении, которое вынесено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, что стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Из протокола судебного заседания от 18 марта 2015 года усматривается, что лица, участвующие в деле, были извещены о разбирательстве дела, в суд прибыли представители администрации ГО г.Октябрьский РБ, органа опеки и попечительства администрации ГО г.Октябрьский РБ, МАУ "Комитет по жилищной политике", однако судебное заседание состоялось позже назначенного времени. Указанные лица, не дождавшись начала судебного заседания, покинули здание суда. Данное обстоятельство давало суду право рассмотреть дело без их участия.
Вопреки доводам апелляционной жалобы осуществление функции по обеспечению жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств.
Апелляционная жалоба является несостоятельной, так как не содержит доводов, имеющих правовое значение, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может расцениваться в качестве достаточных оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского городского суда РБ от 18 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г.Октябрьский - без удовлетворения.
Председательствующий: Мухаметова Н.М.
Судьи: Габитова А.М.
Хамидуллина Э.М.
Справка: судья Александрина И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.