Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бакуменко Т.Н., Ильичевой Е.В.,
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июня 2015 года апелляционную жалобу Климова С. А. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 3 февраля 2015 года по гражданскому делу N 2-1135/2015, постановленное по заявлению Климова С. А. о признании незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от 6 февраля 2014 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителя - Гришанова С.А., представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата", Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климов С.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее-ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области) N ... от 6 февраля 2014 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; кадастровый номер N ... , в части вида разрешенного использования земельного участка, а именно с разрешенного вида использования - для ведения сельскохозяйственного производства, на - для ведения дачного строительства.
В обоснование заявления Климов С.А. указал, что основанием для вынесения оспариваемого решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от 6 февраля 2014 года послужило истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, а именно несовершение заявителем действий, направленных на перевод данного земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта. Между тем, заявителем в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области представлены все необходимые документы для осуществления кадастрового учета. Возможность использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения дачного строительства прямо предусмотрена ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с этим требование ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области о совершении заявителем действий, направленных на перевод данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта, не является правомерным.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просит возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области обязанность произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 3 февраля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение, как постановленное при неправильном применении норм материального права и процессуального законодательства. Так, заявитель указал, что решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области N ... от 6 ноября 2013 года приостановлен кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка и заявителю сообщено о необходимости совершения действий, направленных на перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта. Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2014 года, вступившим в законную силу, вышеуказанное решение о приостановлении кадастрового учета изменения объекта недвижимости признано незаконным. Поскольку указанное решение суда от 15 апреля 2014 года, по мнению заявителя, имеет преюдициальный характер для рассмотрения настоящего дела, то несовершение заявителем действий, направленных на перевод земельного участка из одной категории в другую не является законным основанием для отказа в кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица, полагая решение законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью N ... кв.м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N ...
Постановлением Местной администрации Муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области N ... от "дата" 2012 года вид разрешенного использования земельного участка изменен с "для сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства".
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области N ... от 6 ноября 2013 года приостановлен кадастровый учет изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка и заявителю сообщено о необходимости совершения действий, направленных на перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2014 года (дело N 2-1480/2014) решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области N ... от 6 ноября 2013 года о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости признано незаконным. На ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области судом возложена обязанность осуществить кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка (Л.д. " ... "). Решение вступило в законную силу 20 мая 2014 года.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области N ... от 6 февраля 2014 года (т.е. до разрешения судом дела N 2-1480/2014 о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости) отказано в кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета, установлено решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от 6 ноября 2013 года и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, а именно несовершение заявителем действий, направленных на перевод данного земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что оспариваемое решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от 6 февраля 2014 года об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости не нарушает прав заявителя, поскольку обязанность произвести кадастровый учет в части изменения вида разрешенного использования земельного участка возложена на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2014 года, имеющим согласно ст. 61 ГПК Российской Федерации преюдициальное значение для разрешения дела.
Судебная коллегия считает неверной мотивировочную часть решения суда и неправильное применение судом первой инстанции положений ст. 61 ГПК Российской Федерации, что не по существу повлияло на правильность вывода суда об отсутствии оснований для признания незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от 6 февраля 2014 года об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поэтому решение не подлежит отмене, но мотивировочная часть решения подлежит изменению.
Так, согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее-закон "О государственном кадастре недвижимости") Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и представляет систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч.3 ст. 1 закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пп.1,3 ч.1 и пп.13,14 ч.2 ст. 7 названного Закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
13) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
14) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Абзацем 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 21 июля 2014 года) на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п.п.1,2 ч.1, ч.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации и градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п.п. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу п.п. 6, 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральным органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В настоящее время федеральным законодательством не определен порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется или для которые градостроительные регламенты не устанавливаются, поэтому для разрешения этого вопроса надлежит руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации и законами регулирующими указанные правоотношения.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются "сельскохозяйственные угодья".
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования положений ст.ст.77, 83,85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения:
- находящиеся за границами населенного пункта;
- земель сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.
Разрешенное использование земельных участков, расположенных за пределами населенного пункта, регламентировано п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными угодьями признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Возможность дачного, либо иного строительства противоречащего целям предоставления земельного участка на таких участках законом не предусмотрена.
Такому выводу корреспондируют положения ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", содержащей закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Более того, действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования земель фактически изменять категорию земель.
С учетом изложенного, Постановление Местной администрации Муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области N ... от "дата" 2012 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства" не имеет правового значения для разрешения спора.
Системное толкование вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, в том числе отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения" не допускается без изменения категории земельного участка. Следовательно, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения" недопустимо без изменения категории земельного участка.
Аналогичная по своему содержанию правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе, зоны сельскохозяйственных угодий), а так же зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию -"земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что земельный участок общей площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N ... не переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта. В связи с этим оспариваемое решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от 6 февраля 2014 года об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы и выводы суда о преюдициальном характере решения Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2014 года (дело N 2-1480/2014) вытекают из неправильного толковании положений ст. 61 ГПК Российской Федерации и содержания указанного судебного акта.
Так, в соответствии с ч.2 ст.61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оценивая правомерность решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от 6 ноября 2013 года о приостановления осуществления кадастрового учета, суд сделал вывод о правомерности требования ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области по совершению действий, направленных на перевод земельного участка из одной категории земель в другую категорию. Однако суд ошибочно принял в качестве доказательства фактического перевода земельного участка, принадлежащего Климову С.А. на праве собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта, Постановление Местной администрации Муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области N ... от "дата" 2012 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства", которым в действительности вопрос перевода земель из одной категории в другую категорию не разрешался.
В связи с этим выводы суда, изложенные в решении от 15 апреля 2014 года, не имеют преюдициального значения для оценки правомерности решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от 6 февраля 2014 года об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с толкованием норм материального права изложенной представителем заинтересованного лица в письменных возражениях на доводы заявления, что не влечет отмену по существу правильного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 3 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.