Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Стешовиковой И.Г.,
Гавриловой Н.В.
при секретаре
Нигматьяновой Н.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 августа 2015 года гражданское дело N 2-317/15 по апелляционной жалобе Сычева С. А. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2015 года по иску Сычева С. А. к Потребительскому ЖСК " ... " об оспаривании порядка начисления платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, обязании произвести перерасчет, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителя истца - " ... " поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - " ... " возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Сычев С.А. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга к Потребительскому ЖСК " ... " и после уточнения требований просил суд признать действия ПЖСК " ... " по установлению дифференцированных тарифов для собственников жилых и нежилых помещений за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома N ... незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет в сторону уменьшения платы за услуги по техническому обслуживанию, ОДС, техническому обслуживанию ИТП и УУТ, дератизации, исходя из размера платы за данные услуги для собственников жилых помещений дома за период с " ... " года, обязать ответчика произвести перерасчет платы в сторону уменьшения за услугу по вывозу мусора исходя из размера платы за данные услуги для собственников жилых помещений дома за период с " ... " года, взыскать с ответчика переплату за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома в размере " ... " рублей за период " ... " по помещению N ... и " ... " рублей по помещению N ... , взыскать компенсацию морального вреда в размере " ... " рублей, расходы на оплату услуг представителя.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2015 года Сычеву С.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Сычев С.А. просит решение суда от 29 января 2015 года отменить, считая его неправильным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пп. "д" п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно п. 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяемся в соответствии с положениями ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с п. 2 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ, в том случае, если собственниками помещений многоквартирного дома избран именно такой способ управления, обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ.
На основании ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Раздел VIII ЖК РФ (ст. ст. 161 - 165) предусматривает, что условия управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 162 ЖК РФ).
Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник песет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела усматривается, что истец является собственником нежилых помещений N ... по адресу: " ... " с " ... " года; данные нежилые помещения используются под таверну.
Управление многоквартирным домом N ... осуществляет ПЖСК " ... " с которым истцом заключены договоры " ... ".
Согласно условиям Договоров ЖСК осуществляет управление Домом, обеспечивая домовладельцу (Сычеву С.А.) предоставление услуг, выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставление коммунальных услуг и осуществление иной деятельности, а домовладелец оплачивает указанную деятельность и выполняет иные обязательства на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с приложением N 4 к договорам ПЖСК обеспечивает подачу коммунальных услуг, предоставляемых поставщиками ресурсов: отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение электрооборудования инженерных систем для освещения мест общего пользования и придомовой территории; а также оказывает услуги по содержанию дома: техническое обслуживание переговорно-замочного устройства (домофон), техническое обслуживание системы автоматической противопожарной защиты (АППЗ), техническое обслуживание лифтов, техническое обслуживание индивидуальных тепловых пунктов, узлов учета тепловой энергии, техническое обслуживание систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, канализации; техническое обслуживание домовой системы телевидения; текущий ремонт общего имущества дома, содержание и уборка мест общего пользования, придомовой территории, дератизация; аварийное обслуживание; вывоз бытовых отходов; административно-управленческие расходы; страхование общего имущества, служба контроля доступа.
Приложением N ... к договорам установлены размеры ежемесячных платежей на покрытие эксплуатационных расходов и коммунальных услуг общая сумма для помещения N ... составляет " ... ", помещения N ... - " ... ".
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
В силу п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Согласно п. 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт общего имущества должен учитываться состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Решением общего собрания собственников многоквартирного дома от " ... ", кроме выбора способа управления многоквартирным домом было принято решение об установлении дифференцированного размера оплаты за техническое обслуживание общего имущества и дополнительные услуги для собственников жилых и нежилых помещений в доме, в том числе принято решение об изменении тарифа и норм потребления на отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию, вывоз мусора в случае и соразмерно изменения их органами власти Санкт-Петербурга.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от " ... " был утвержден порядок, при котором размеры ежемесячной платы за содержание общего имущества, текущий ремонт, уборку мест общего пользования, содержание придомовой территории, очистку мусоропроводов, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, содержание и ремонт ПЗУ, АППЗ, лифта изменяются в случае и соразмерно изменениям их органами власти Санкт-Петербурга.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что собственники установили такой порядок ценообразования, при котором плата за содержание общедомового имущества для жилых и нежилых помещений изменяется в соответствии с решениями органов власти Санкт-Петербурга, при это такой порядок не противоречит ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с решением общего собрания собственников от " ... ", письмами Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 20.10.2005 N 2-3456/05, Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга от 27.01.2010 N 27/21/11 -ор-1, начисления по вывозу мусора производятся исходя из нормативов накопления ТБО в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении.
Согласно указанным нормативным актам, а также договорам управления N ... от " ... "., заключенным с Сычевым С.А., сумма начислений по вывозу мусора для нежилых помещений N ... определяется по формуле: норматив накопления ТБО х тариф х площадь помещения х 30,5 (среднее количество дней в месяце).
Для осуществляемого в помещениях N ... вида деятельности (таверна, ресторан) норматив накопления ТБО установлен в размере 0,007 куб.м./сутки. Указанный тариф изменяется на основании распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, с 01.09.2012 тариф составляет 485,31 руб./кб.м.
Распоряжением комитета по тарифам СПб N235-р от 15.08.2012 установлен тариф на вывоз и утилизацию ТБО для жилых помещений, который составляет 3,56 руб./кв. м.
Из разъяснений Комитета по тарифам СПб (письмо N01-14-1691/12-0-0 от 29.08.2012) следует, что данный тариф установлен исходя из того, что стоимость вывоза и утилизации 1 куб. м ТБО составляет " ... " руб., при этом норматив накопления для жилых помещений принимается равным 1,88 куб. м в год.
Согласно Письму Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2005 N 2-3456/05 расчет объемов твердых бытовых отходов, образованных в результате деятельности собственников, арендаторов нежилых помещений, частных предпринимателей и юридических лиц, производится на основании Методических рекомендаций СЗО ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России" при отсутствии проекта нормативов образования и лимитов на размещение твердых бытовых отходов.
Для ресторана данный норматив составляет 0,007 куб. м в сутки на 1 кв. м площади помещения (указанный норматив также установлен договором управления, заключенным с Сычевым С.А.).
Таким образом, сумма начислений по вывозу мусора для нежилых помещений N ... должна определяться по формуле: норматив накопления ТБО х тариф х площадь помещения х 30,5 (среднее количество дней в месяце).
Данная формула (в т.ч. норматив накопления ТБО) предусмотрена также договорами управления, заключенным с Сычевым С.А.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для перерасчета платы в сторону уменьшения за услугу по вывозу мусора исходя из размера платы за данные услуги для собственников жилых помещений многоквартирного дома, не имеется; сам тариф за вывоз и утилизацию одного кубометра ТБО для собственников жилых и нежилых помещений является одинаковым, различаются только нормативы накопления.
Тарифы за техническое обслуживание общедомового имущества установлены собственниками в решении общего собрания от " ... " и могут изменяться в случае и соразмерно изменениям их органами власти Санкт-Петербурга в соответствии с решением общего собрания от " ... "
Поскольку закон не содержит ограничений по способам и методикам отображения структуры платы, тариф на техническое обслуживание для нежилых помещений объединяет в себе три тарифа: техническое обслуживание, текущий ремонт и содержание придомовой территории. Отдельно плата за текущий ремонт и содержание придомовой территории с собственников нежилых помещений не взимается.
С 01.09.2012 распоряжением Комитета по тарифам от 15.08.2012 N 235-р, информационным письмом Комитета по тарифам от 29.08.2012 N 01-14-1691/12-0-0 установлен следующий размер тарифов: техническое обслуживание - 4,60 руб./кв.м., текущий ремонт - 5,08 руб./кв.м., содержание придомовой территории - 1,35 руб./кв.м.
Тариф на техническое обслуживание для нежилых помещений: составляет 11,03 руб./кв.м, где 11,03 = 4,60 + 5,08 + 1,35; соответственно тарифы на техническое обслуживание для жилых и нежилых помещений являются одинаковыми по размеру.
Согласно решению общего собрания собственников от 01.06.2007 размеры платы за услугу ТО ИТП УУТ составляют: для жилых помещений - 1,10 руб./кв.м, для нежилых - 3,70 руб./кв.м.
Указанное различие обусловлено тем, что в многоквартирном доме N ... установлены раздельные ИТП и узлы учета тепловой энергии, потребляемой в жилых и нежилых помещениях, т.е. ИТП нежилых помещений обслуживают исключительно нежилые помещения. Данное обстоятельство подтверждается представленным в дело договором на техническое обслуживание N ... от " ... ", Приложением N ... к указанному договору (л.д. 127-135, 136-137).
Таким образом, разница тарифов обусловлена разным составом оборудования для жилых и нежилых помещений, а также разной суммарной площадью жилых и нежилых помещений.
Согласно протоколу от " ... " собственники также приняли решение о различной структуре платы за данную услугу для жилых и нежилых помещений.
Для жилых помещений оплата данной услуги включена в тариф за "ТО ОДС" и "диспетчер-консьерж". Поскольку консьержи размещаются только в парадных и нежилые помещения не обслуживают, собственники решили платежи за услугу консьерж собственникам нежилых помещений не начислять, в связи с чем для нежилых помещений был установлен тариф за услугу диспетчеризация, которая включила себя только услугу ТО ОДС и услуги диспетчера.
Тарифы на услугу дератизация установлены решением общего собрания собственников от " ... " Различие тарифов обуславливлено конструктивными особенностями дома и разной суммарной площадью жилых и нежилых помещений (нежилые помещения, в том числе помещения N ... расположены в отдельном здании).
Выводы суда первой инстанции о том, что начисление оплаты за услуги по техническому обслуживанию, ОДС, техническому обслуживанию, ИТП и УУТ, дератизации, вывозу мусора ответчиком производилось с учетом решения общих собраний собственников многоквартирного дома, не признанных недействительными, на основании действующих нормативно-правовых норм, является законным и обоснованным.
Придя к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий ПСЖК "Морской каскад" по установлению дифференцированных тарифов, отказу в удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет, суд первой инстанции обосновано отказал истцу и во взыскании денежных средств, являющихся переплатой за предоставленные услуги, как вытекающих из первоначальных заявленных требований, а также во взыскании морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда города Санкт-Петербурга от 29 января 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.