Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Стешовиковой И.Г.,
Гавриловой Н.В.
при секретаре
Павловой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 августа 2015 года гражданское дело N 2-2136/2015 по апелляционной жалобе ФКУ " ... " на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2015 года по иску военного прокурора " ... ", действующего в интересах Морозкиной Р. В., к ФКУ " ... " о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца и обязании выплачивать пенсию с учётом повышения.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора, возражавшего относительной доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор " ... ", действующий в интересах Морозкиной Р. В., обратился в суд с иском к ФКУ " ... " просил взыскать с ответчика в пользу Морозкиной Р. В. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с " ... " по " ... " в размере " ... " и обязать ответчика назначить и выплачивать Морозкиной Р. В. пенсию по случаю потери кормильца с учётом повышения предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы и их семей".
В обоснование заявленных требований процессуальный истец указал на то, что Морозкина Р. В. является вдовой умершего " ... " военнослужащего " ... " являвшегося участником Великой Отечественной войны, получает пенсию по случаю потери кормильца с " ... " года; пенсия выплачивается без повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2015 года исковые требования военного прокурора " ... ", действующего в интересах Морозкиной Р. В., к ФКУ " " ... " о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца и обязании выплачивать пенсию с учётом повышения удовлетворены; с ФКУ " ... " в пользу Морозкиной Р. В. взыскана недополученная сумма пенсии по случаю потери кормильца за период с " ... " по " ... " в размере " ... "; ФКУ " ... " обязан назначить и выплачивать Морозкиной Р. В. пенсию по случаю потери кормильца с учётом повышения предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы и их семей".
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2015 года отменить, считая его неправильным, постановленным с нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции материальный истец не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований пункта "г" статьи 45 указанного закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах", к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а так; партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупирована территориях СССР.Материалами дела установлено, что супруг истца с января 1945 в составе действующей армии проходил военную службу: " ... ", относится к лицам, указанным приведённом подпункте "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 январ 1995 года N 5 "О ветеранах".
супруг истца умер " ... ".
Морозкина Р. В. являлась супругой, а в настоящее время является вдовой участника Великой Отечественной войны " ... "
С " ... " Морозкиной Р. В. назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере " ... ".
Морозкина Р. В. 27 марта 2015 года обратилась к военному прокурору Санкт-Петербургского военного гарнизона с просьбой обраться в её интересах в суд с заявлением о взыскании с ответчика невыплаченной части пенсии, ссылаясь на неназначение и невыплату ей повышения к пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что повышение пенсий, установлено ст. 45 указанного Закона только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, были предметом исследования суда первой инстанции, обосновано отклонены.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. в данном случае от дохода, который получал сам кормилец.
Статья 45 названного Закона помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 данного Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
В соответствии со статьёй 46 указанного закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах", но и членам их семьи, если назначена пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно статье 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Размер недоплаченной Морозкиной Р. В. пенсии за период с " ... " по " ... " составляет " ... "; представленный истцом расчет суммы недополученной пенсии не оспорен ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что Правительством Российской Федерации 27 февраля 2015 года внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект федерального закона "О внесении изменений в ст.ст. 45 и 46 Закона РФ "О пенсионном обеспечении ... ", и это подтверждает правильность изложения ответчиком положений ныне действующих пунктов закона, подлежит отклонению, поскольку при разрешении настоящего спора надлежит руководствоваться действующими нормами закона, предусматривающими право истца на индексацию пенсии, что и было сделано судом первой инстанции.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, не влияют на правильность принятого судом решения и не содержат сведений о неправильном применении судом норм материального права и о допущенных нарушениях процессуальных норм, не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.