Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев жалобу защитника ОАО "Томскнефть" ВНК Тимофеева А.В. на решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 02 июля 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области от 12.03.2015 ОАО "Томскнефть" ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей, производство по делу в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 02.07.2015 указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу актами, защитник "Томскнефть" ВНК (далее - Общество) Тимофеев А.В. обратился с жалобой, в которой просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, либо изменить постановление в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа не менее чем в два раза. Выражает несогласие с выводом суда относительно наличия вины Общества в совершении вмененного ему правонарушения. Считает, что вывод суда о непринятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению норм и правил действующего законодательства, за нарушение которых ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не подтверждается материалами дела. Указывает, что для достижения установленных показателей использования попутного нефтяного газа Общество осуществляет комплекс мероприятий, что свидетельствует о добросовестном и последовательном исполнении всех зависящих от Общества мер, направленных на достижение установленного проектным документом уровня использования попутного нефтяного газа. Обращает внимание, что Общество не имеет объективной возможности прекратить добычу попутного нефтяного газа и разработку /__/ месторождения, поскольку это образует другой состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и влечет причинение большого ущерба и более негативных последствий. При этом изменить показатели уровня использования в проектном документе не представляется возможным, поскольку обязанность недропользователей использовать 95% добытого попутного нефтяного газа предусмотрена не только лицензиями, но и требованиями законодательства РФ, в частности, постановления Правительства РФ N1148 от 08.11.2012, за неисполнение которых Общество осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду, что, по сути, является штрафной санкцией, и наряду с административными штрафами является двойным привлечением к административной ответственности. Также полагает, что принятые Обществом меры к увеличению уровня использования попутного нефтяного газа должны быть признаны судом исключительными обстоятельствами, применительно к положениям ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. Считает, что назначенное наказание не отвечает требованиям дифференциации ответственности в зависимости от всех имеющих существенное значение обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, вреда, причиненного правонарушением, степени вины и наличия смягчающих ответственность обстоятельств. Обращает внимание, что административный орган и суд не дали надлежащую оценку мерам, принимаемым Обществом для достижения установленного уровня попутного нефтяного газа, не установили и не указали, какие меры являются необходимыми и достаточными для выполнения обязательств, и какова степень вины Общества в их невыполнении, в том числе ее содержательная часть согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П. Указывает, что все зависящие от Общества меры по исполнению проектного документа в части использования попутного нефтяного газа были приняты, но достичь установленного уровня не удалось по объективным причинам, ввиду сложности и объемности работ, их временной и финансовой затратности. Считает, что с учетом назначенных штрафов по другим 14 месторождениям (в общем размере /__/ рублей) и финансовых средств, потраченных на выполнение мероприятий по утилизации попутного нефтяного газа, в сумме с размером данного штрафа приводит к избыточному использованию административного принуждения, в нарушение положений Конституции РФ, выраженных в вышеуказанном постановлении. Считает необходимым также учесть позицию Председателя Правительства РФ, выраженную в поручении NДМ-П9-1335р.
Законный представитель ОАО "Томскнефть" ВНК, а также защитники Степаненко Д.Н., Тимофеев А.В. в судебное заседание не явились, извещены, Степаненко Д.Н. представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Прокурор Ярцева Е.Г. против удовлетворения жалобы возражала, полагая все состоявшиеся по делу акты законными и обоснованными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав прокурора, судья приходит к выводу о том, что решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 02.07.2015 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусмотрено, что выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в виде административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, представляющей собой установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Исходя из ст. 11, пп. 1, 2, 10 ч. 2 ст. 22, п. 2 ст. 23 Закона РФ "О недрах", недропользователь обязан осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствии с предоставленной ему лицензией и требованиями технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допуская при этом сверхнормативных потерь либо иного нерационального использования полезных ископаемых.
Обязанность природопользователя осуществлять эффективные меры сбора попутного нефтяного газа при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств предусмотрена ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды").
Из п. 3 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.03.2007 N 61, следует, что проектные технологические документы на разработку месторождений составляют на основании лицензий на пользование недрами, выданных в установленном законодательством РФ о недрах порядке, и, как правило, на основе данных запасов полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу и/или находящихся на государственном балансе на дату составления проектного документа.
Пунктом 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, установлено, что в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья в обязательном порядке включаются мероприятия по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
В силу п. 7.5.1 ГОСТ Р 53713-2009 "Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 1166-ст, система использования попутного нефтяного газа, включая объекты утилизации газа, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95%.
Согласно пп. 3.5, 4.1.11 Приложения 5 к лицензии /__/ на геологическое изучение и добычу нефти на /__/ месторождении в /__/, ОАО "Томскнефть" ВНК обязано обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность. При этом объем утилизации попутного нефтяного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации с 2012 года должен быть в объеме не ниже 95%. Кроме того, ОАО "Томскнефть" ВНК обязано обеспечить соблюдение требований законодательства, а также стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Так, в проектном документе на разработку /__/ месторождения "Дополнение к технологической схеме разработки /__/ месторождения", согласованном протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 10.12.2013 N 65-13, установлен уровень использования растворенного газа (попутного нефтяного газа) на данном месторождении на 2014 год в размере не менее 95%.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Нарушение положений ст. 23 Закона РФ "О недрах" свидетельствует о нерациональном использовании недр, необеспечении наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих запасов полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Поскольку норматив вовлечения в хозяйственный оборот (т.е. использование) попутного газа установлен проектными документами и является обязательным для недропользователя, несоблюдение этого норматива является нерациональным использованием недр, ведущим к потерям при добыче полезных ископаемых, что является объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
В связи с тем, что в 2014 году фактический уровень утилизации (полезного использования) Обществом попутного нефтяного газа составил 60,5%, административный орган и судья районного суда обоснованно признали, что Общество при разработке Колотушного месторождения, нарушило положения утвержденного в установленном порядке проектного документа, определяющие объем использования попутного нефтяного газа, и пришли к верному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП РФ. Доказательства, объективно подтверждающие наличие каких-либо непреодолимых препятствий для выполнения предписанных законом действий, направленных на предотвращение нерационального использования попутного нефтяного газа, организацией не представлены.
Факт совершения ОАО "Томскнефть" ВНК административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, подтверждается: постановлением Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области от 26.02.2015; лицензией /__/; Приложением 5 к лицензии /__/; проектным документом "Дополнение к технологической схеме разработки /__/ месторождения", согласованным протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 10.12.2013 N65-13; объяснением представителя ОАО "Томскнефть" ВНК от 26.02.2015; справкой об объемах добычи газа и уровне его утилизации, и иными доказательствами.
В связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела должностным лицом истек, выводы должностного лица о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, обоснованны.
Все приведенные в жалобе доводы относительно отсутствия вины Общества в совершении административного правонарушения и в части снижения назначенного наказания ниже низшего предала были предметом рассмотрения судьей районного суда при вынесении решения по делу, обоснованно отклонены судьей районного суда. Данные доводы направлены на переоценку представленных по делу доказательств, оснований для которой при пересмотре дела не установлено.
Оценка судьей районного суда имеющихся доказательств по делу произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Выводы судьи, изложенные в решении, должным образом мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности постановления о привлечении ОАО "Томскнефть" ВНК к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Наказание назначено ОАО "Томскнефть" ВНК в минимальных пределах санкции ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ и с учетом положений ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств по делу судей районного суда обоснованно не установлено, а потому оснований для снижения размера назначенного штрафа ниже низшего предела, вопреки доводам жалобы, не имеется. Позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, нашла свое отражение в положениях ст. 4.1 КоАП РФ. В то же время те обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были учтены и оценены должностным лицом и судьей при вынесении постановления и решения по делу.
Довод жалобы относительно того, что назначение штрафа в таком размере приведет к неблагоприятным последствиям для Общества, является несостоятельным, поскольку данный факт объективно ничем не подтвержден.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что все состоявшиеся по делу акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области от 12 марта 2015 года и решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 02 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.И. Гончаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.