Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Богониной В.Н., Яковлева Д.В.,
при секретаре Власенко П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Белгорода к Шабельниковой А. Я., Шабельниковой В. В., Круговому В. И., Александровой Н. И., Александрову А. В., Полуэктову В. В., Полуэктовой Л. А. о возложении обязанности принять по акту приема-передачи жилое помещение, подписать указанный акт, зарегистрировать право собственности на жилой дом
по апелляционной жалобе Администрации г. Белгорода
на решение Грайворонского районного суда Белгородской области от 25 мая 2015 года
Заслушав доклад судьи Вахрамеевой Т.М., объяснения представителя истца Денежко Е. И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, ответчиков Шабельниковой А. Я., Кругового В. И., Александровой Н. И., Полуэктова В. В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ответчики, являясь гражданами, уволенными с военной службы, или членами семей граждан, проходивших военную службу и умерших после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, имеющими право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 г. N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих, принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г. в порядке, установленном вышеуказанным Законом, подали заявление на обеспечение жилым помещением, избрав форму предоставления обеспечения жильем - предоставление жилого помещения в собственность бесплатно ( "данные изъяты").
Распоряжением администрации г. Белгорода N от "дата" г. ответчикам были выделены в собственность дома Полуэкстову В. В., Шабельниковой А. Я., Александровой Н. И., расположенные по "адрес"; Круговому В. И. - по "адрес", соответствующие требованиям установленным законодательством РФ, нормам предоставления площади жилого помещения.
Ответчики отказались от предоставляемых жилых помещений.
В исковом заявлении администрация г. Белгорода просила обязать ответчиков принять по акту приема-передачи предоставляемые жилые помещения, подписать указанный акт, обязать зарегистрировать право собственности на жилые помещения.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм права, регулирующих спорные правоотношения, ссылается на то, что ответчики состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, а не в федеральном органе исполнительной власти, а также на то, что государственные денежные средства, выделенные на приобретение жилья для ответчиков имели целевое назначение и были полностью реализованы, а значит, возврат затраченных денежных средств и повторное финансирование в целях обеспечение жильем указанных категорий граждан и предоставления жилищной субсидии в данном случае действующим законодательством не предусмотрен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2.1 ст. 15 указанного ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления, следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абз. 1 п. 2.1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
Порядок предоставления гражданам жилых помещений за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в Белгородской области определен Постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 г. N 90-пп (ред. от 23.05.2011) "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Белгородской области".
Порядок предоставления гражданам и совместно проживающим с ними членам их семьи жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты определяет процедуру приобретения жилых помещений органами местного самоуправления для последующего предоставления их гражданам, а также устанавливает основания для предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно указанному Порядку, органы местного самоуправления на основании выписок из списков, полученных от департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области, определяют потребность в квартирах соответствующей планировки 1, 2, 3-комнатных и т.д. и площади, и в пределах средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Белгородской области, оформляют заявку в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области на финансирование строительства, долевого участия в строительстве или на покупку жилых помещений (п. 1.3).
Решение о предоставлении жилых помещений в собственность граждан, уволенных с военной службы, принимается органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня включения жилых помещений в реестр муниципального имущества. Решение оформляется распоряжение (п. 3.4).
Копия распоряжения (выписка из распоряжения) о предоставлении жилого помещения в собственность, заверенная в установленном порядке, направляется в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области в течение 3 рабочих дней со дня подписания распоряжения.
Необоснованна ссылка истца в апелляционной жалобе на то, что ответчики состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, а не в органах исполнительной власти, поэтому в данном случае суд неверно применил п. 19 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Белгородской области от 03.05.2011 N 35 "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов семей военнослужащих" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Белгородской области наделены полномочиями, переданными Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, принятых до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона при осуществлении переданных полномочий органы местного самоуправления вправе получать в органах исполнительной власти Белгородской области информационную, консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления переданных полномочий; в пределах своих полномочий издавать муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных настоящим законом; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
При осуществлении переданных полномочий органы местного самоуправления обязаны организовать осуществление переданных полномочий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Белгородской области, в том числе определить ответственных за осуществление переданных полномочий должностных лиц органов местного самоуправления.
Из указанных положений следует, что в данном случае подлежат применению все Законы, регулирующие спорные правоотношения, а значит, суд первой инстанции обоснованно сослался на п. 19 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Как следует из материалов дела и установлено судом, для реализации мероприятий по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с утвержденным списком нуждающихся в предоставлении жилых помещений, администрацией г. Белгорода были приобретены однокомнатные дома.
Ответчики отказались от получения домов.
Разрешая требования администрации г. Белгорода об обязании ответчиков принять в собственность дома, расположенные по улицам по "адрес" суд первой инстанции проанализировал законодательство, регулирующее спорные правоотношения, исследовал все обстоятельства дела и пришел к правильному выводу о том, что отказ граждан от предоставляемого жилого помещения предусмотрен действующим законодательством, а оснований обязать ответчиков принять в собственность указанные дома ни в одном законе или подзаконном акте не приводится.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с принятым решением, выводов суда не опровергают, аналогичны доводам, приведенным истцом в суде первой инстанции, и получили надлежащую правовую оценку.
Решение суда по существу является правильным. Оснований для его отмены и удовлетворения жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Грайворонского районного суда Белгородской области от 25 мая 2015 г. по делу по иску Администрации г. Белгорода к Полуэктову В. В. к Шабельниковой А. Я. к Александровой Н. И. к Круговому В. И. к Шабельниковой В. В. к Александрову А. В. к Полуэктовой Л. А. об обязании принять по акту приема-передачи жилое помещение, подписать указанный акт и обязании зарегистрировать право собственности на жилой дом оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.