Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мокрушиной В.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Титовой В.В.,
при секретаре Морозовой А.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц - администрации г. Барнаула, администрации Центрального района г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Хорошее настроение" об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Хорошее настроение" (далее - ООО "Хорошее настроение", Общество) обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать противоречащим закону и недействующим п. 1.2 Постановления администрации г. Барнаула от 25 апреля 2013 года N 1545 "Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", а также Постановление администрации Центрального района г. Барнаула от 04 апреля 2014 года N 177 "О внесении изменений в постановление от 04 апреля 2014 года N 275 "Об определении границ территорий, прилегающих к учреждениям образования, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в полном объеме со дня их принятия.
В обоснование требований указано, что администрацией г. Барнаула 25 апреля 2013 года принято постановление N 1545 "Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", пунктом 1.2 которого установлено, что такое расстояние при отсутствии у организаций и (или) объектов, указанных в пункте 1 постановления (детских образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов и иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности), обособленных территорий, границы которых обозначены ограждением, определяется по радиусу от входа в здание (строение, сооружение), в котором расположены эти организации и (или) объекты, до ближайшего входа для посетителей в стационарный торговый объект (объект общественного питания). Указанная норма, по мнению заявителя, противоречит федеральному законодательству, в связи с чем, подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, пунктом 5 которых установлено, что территория, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, при отсутствии обособленной территории определяется от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Между тем отсутствие в пункте 1.2 оспариваемого Постановления указания при определении расстояния на "вход для посетителей в здание (строение, сооружение)" позволяет органу местного самоуправления произвольно определять территорию, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, принимая за точку отсчета любой вход в образовательное либо иное учреждение, а не только, предназначенный для посетителей, что свидетельствует о его недействительности,
Также указано, что во исполнение данного постановления администрацией Центрального района г. Барнаула 04 апреля 2014 года принято постановление N 275, которым определены границы территорий, прилегающих к учреждениям образования, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение 1), утверждены схемы границ указанных территорий (приложение 2). При этом Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от 10 февраля 2015 года N 177 внесены изменения в приложение 2 Постановления от 04 апреля 2014 года N 275, где на схеме границ территорий, прилегающих к негосударственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза" ( "адрес"), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, были учтены все входы в данное образовательное учреждение, а не только входы для посетителей. Однако один из таких входов не используется как вход для посетителей, он постоянно закрыт и непосредственно за ним расположен учебный класс.
Таким образом, указанные положения нормативных правовых актов не соответствуют действующему федеральному законодательству и нарушают права заявителя, ограничивая гарантированную свободу экономической деятельности, вынуждая прекратить торговлю алкогольной продукцией.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ заявление Общества удовлетворено. Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия:
- пункт 1.2 Постановления администрации г. Барнаула от 25 апреля 2013 года N 1545 (ред. от 12 ноября 2014 года) "Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в части указания на то, что при отсутствии у организаций и (или) объектов, указанных в пункте 1 постановления, обособленных территорий, границы которых обозначены ограждением, расстояние определяется по радиусу от входа в здание (строение, сооружение), в котором расположены эти организации и (или) объекты;
- Постановление администрации Центрального района г. Барнаула от 10 февраля 2015 года N 177 "О внесении изменений в постановление от 04 апреля 2014 года N 275 "Об определении границ территорий, прилегающих к учреждениям образования, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
В апелляционных жалобах администрация г. Барнаула и администрация Центрального района г. Барнаула просят отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что способ расчета расстояния от организаций, в том числе образовательных, до границ прилегающих территорий определяется в силу пункта 7 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425, органом местного самоуправления. Следовательно, закрепленное администрацией г. Барнаула в пункте 1.2 оспариваемого Постановления положение о том, что такое расстояние определяется по радиусу от входа в здание до ближайшего входа для посетителей в стационарный торговый объект, не противоречит положениям вышеуказанных Правил. ООО "Хорошее настроение" не представлено доказательств нарушения его прав со стороны администрации города и района. Кроме того, администрацией Центрального района г. Барнаула при определении схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, расстояние от негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза" до границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определено именно от входа для посетителей образовательного учреждения. В материалы дела представлен акт визуального осмотра, из которого следует, что режимный вход в названное учреждение является действующим и используется его посетителями. Более того, оспариваемое постановление администрации района прошло правовую и антикоррупционную экспертизы в прокуратуре Центрального района г. Барнаула и получило положительное заключение.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвовавший в деле в суде первой инстанции, ООО "Хорошее настроение" просят оставить решение суда без изменения.
Представители заинтересованных лиц администрации г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, что в силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя ООО "Хорошее настроение" Боенко А.В., заслушав заключение прокурора Мищенко Е.Ю. об отсутствии оснований для отмены решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований удовлетворения апелляционных жалоб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое положение Постановления администрации г. Барнаула от 25 апреля 2013 года N 1545 "Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (пункт 1.2) не соответствует порядку определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, установленному Правительством Российской Федерации, допуская возможность произвольно брать за точку отсчета любой вход в здание образовательного учреждения, тем самым значительно увеличивая зону распространения запрета на продажу алкогольной продукции, и, как следствие, правомерно признал противоречащим нормам, имеющим б?льшую юридическую силу, и недействующим со дня принятия Постановление администрации Центрального района г. Барнаула от 04 апреля 2014 года N 177 "О внесении изменений в постановление от 04 апреля 2014 года N 275 "Об определении границ территорий, прилегающих к учреждениям образования, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее также - Правила), согласно которым розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта (подпункт "а" пункта 2).
Установлено, что территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория) (пункт 4 Правил).
При этом способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления (пункт 7 Правил).
Администрацией г. Барнаула во исполнение указанного положения 25 апреля 2013 года принято Постановление N 1545 "Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", которым определен способ расчета расстояния, в том числе от образовательных организаций до границ территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (пункт 1).
Пунктом 1.2 названного Постановления установлено, что при отсутствии у организаций и (или) объектов, указанных в пункте 1 постановления обособленных территорий, границы которых обозначены ограждением, расстояние определяется по радиусу от входа в здание (строение, сооружение), в котором расположены эти организации и (или) объекты, до ближайшего входа для посетителей в стационарный торговый объект (объект общественного питания).
Вместе с тем согласно подпункту "б" пункта 5 вышеприведенных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425, дополнительная территория определяется при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
При этом следует учесть, что наделяя органы местного самоуправления полномочиями по определению способа расчета расстояния от организаций, в том числе образовательных, до границ прилегающих территорий Правительство Российской Федерации в вышеприведенных Правилах не предоставило этим органам право изменять порядок определения дополнительных территорий.
Таким образом, установив за точку отсчета вход в здание (строение, сооружение), в котором распложены организации, указанные в пункте 1 Постановления администрации г. Барнаула от 25 апреля 2013 года N 1545, а не вход для посетителей в здание (строение, сооружение), как это предусмотрено Правилами, имеющими б?льшую юридическую силу, администрация г. Барнаула необоснованно расширила понятие прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Следовательно, вывод суда о противоречии пункта 1.2 Постановления администрации г. Барнаула от 25 апреля 2013 года N 1545 "Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" федеральному законодательству является правильным.
Принимая во внимание, что в соответствии с положениями вышеуказанных нормативных правовых актов администрацией Центрального района г. Барнаула 04 апреля 2014 года принято постановление N 275 "Об определении границ территорий, прилегающих к учреждениям образования, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", приложением 1 которого установлено, что прилегающая территория к негосударственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза" определяется по радиусу 40 метров от входа в здание (п. 35), а в приложение 2, которым определены схемы границ территорий, прилегающих к учреждениям образования, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, внесены изменения постановлением администрации Центрального района от 10 февраля 2015 года N 177, путем установления дополнительного 40-метрового радиуса от входа в здание, расположенного со стороны "адрес", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что такое постановление (от 10 февраля 2015 года N 177) также противоречит действующему федеральному законодательству. Более того, районным судом верно отмечено, что в оспариваемом постановлении не содержится указания на то, что под точкой отсчета для определения прилегающей территории администрацией Центрального района г. Барнаула принят вход для посетителей в образовательное учреждение, тогда как приложением 1, как было указано выше, такая точка определена как вход в здание негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза" ( "адрес").
При установленных обстоятельствах доводы жалобы администрации Центрального района г.Барнаула об использования входа в здание названного учреждения образования со стороны "адрес" его посетителями основанием к отмене решения суда не являются.
Поскольку нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, апелляционные жалобы не содержит доводов, влекущих отмену решения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения данных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы администрации г. Барнаула, администрации Центрального района г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 05 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.