Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Чубукова С.К., Варнавского В.М.
при секретаре Горской О.В.
с участием прокурора Беспаловой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителей ответчиков на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15.06.2015г. по делу по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Федориновой Г. Н. к Управлению социальной защиты населения по "адрес", Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Комитету Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о признании незаконным решения о прекращении предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, возложении обязанности по назначению указанной компенсации, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах Федориновой Г.Н.обратился в суд с иском указав, что истица постоянно проживает в "адрес" Алтайского края, имеет педагогический стаж более 34 лет.
Согласно записям в трудовой книжке в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Федоринова Г.Н. работала в детском саду совхоза "Северный" в "адрес" Алтайского края, в качестве воспитателя, заведующей детским садом.
С 05.05.2005г. работала воспитателем в МДУ Кузьминский детский сад "Медвежонок".
Уволена ДД.ММ.ГГ в связи с выходом на пенсию.
С ДД.ММ.ГГ в соответствии с решением начальника управления социальной защиты населения по "адрес" Федориновой Г.Н. проживающей в "адрес" Алтайского края была назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как работающему педагогу, проживающему на селе.
До ДД.ММ.ГГ Федоринова Г.Н. являлась получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в органах образования.
С ДД.ММ.ГГ выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения Федориновой Г.Н. была прекращена на основании решения начальника управления социальной защиты населения по "адрес" в связи с тем, что Федоринова Г.Н. не имеет права на получение вышеназванной компенсации из-за недостаточности педагогического стажа в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, расположенных в сельской местности.
Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15.06.2015г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах представители Управления социальной защиты населения по "адрес" и Главтрудсоцзащиты просят об отмене решения и отказе в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что общий стаж работы Федориновой Г.Н. в государственных и муниципальных образовательных учреждениях составляет менее 10 лет.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Выслушав прокурора, обсудив доводы жалоб, проверив материалы дела в пределах доводов жалоб, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Жилищно-коммунальные льготы для специалистов сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГ "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках". Согласно этому акту квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-. бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости; жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в данной местности (пункт 10).
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для проживающих в сельской местности закреплялось ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, и специально оговаривалось для педагогических работников дошкольных учреждений, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, в разъяснениях постановления Госкомтруда С., Секретариата" ВЦСПС от 28.(35Л985 *** "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (п. 1) и постановлении ЦК КПСС, Совмина С. от ДД.ММ.ГГ *** "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" (п. 23). Последний распространил на данную категорию педагогов действие постановления Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ *** "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и подп. "б" п. 6 постановления Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых мероприятиях по укреплению -учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности".
Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ *** "Об образовании" (в редакциях действовавших с 23.01.1996).
Введенный в действие с ДД.ММ.ГГ Жилищный кодекс РФ, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В ст. 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации "расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Алтайском крае принят Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее ? закон Алтайского края), и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ N 99). Согласно названным правовым актам в крае с ДД.ММ.ГГ компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условий наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с ДД.ММ.ГГ при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. В силу ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, которые предоставлялись этим гражданам по состоянию на 31.12.2004, а при изменении после ДД.ММ.ГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия"предоставления ухудшены.
Таким образом, действовавшие в момент работы Федориновой Г.Н. в детском саду совхоза "Северный", МБДОУ Кузьминский детский сад "Медвежонок" правовые акты не ограничивали круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривали в качестве основания^ для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности.
Учитывая изложенное, а также правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 958-O-O, согласно которой субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами, отказ органов государственной власти края и органа местного самоуправления является незаконным.
Федоринова Г.Н., имевшая право в период трудовой деятельности на льготы как педагогический работник дошкольного учреждения сельской местности, проработавшая педагогом в сельской местности более 10 лет, вышедшая на пенсию по выслуге лет в период действия союзного законодательства, регулирующего льготное обеспечение педагогов, и продолжающая проживать в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения.
В силу вышеназванных Правил возмещения расходов с ДД.ММ.ГГ компенсация предоставлялась органами местного самоуправления или управомоченным им муниципальным учреждением, с ДД.ММ.ГГ управлениями социальной защиты населения по месту жительства педагогического работника.
Согласно п. 1 ст. 3 Закону Алтайского края в редакции, действовавшей до 01.01.2012, и п.п. 37,45 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 515, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществлялось за счет и в пределах средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета. До выделения средств на указанные цели из федерального бюджета финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из краевого бюджета;
расходы, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 99, расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников являются расходными обязательствами Алтайского края.
При этом ни ранее действовавшее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогом членов семьи.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГг. N 9-П изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в действительности приобретенных прав, их защите и уважении властями.
До ДД.ММ.ГГ Федоринова Г.Н. являлась получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в органах образования.
Поскольку истица пользовалась правом на получение выше указанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации "Об образовании", не разграничивающих ранее категории образовательных учреждений, то факт того, что она занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющемся краевым государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию.
Правильным является вывод суда об обоснованности заявленных требований истцом о взыскании с ответчика "данные изъяты" руб.- затрат на оплату отопления дома (приобретение 4.36 т. угля на отопительный сезон 2014-2015г.).
Данные расходы подтверждены товарным чеком от 29.08.2014г и кассовым чеком на сумму "данные изъяты" рублей.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалоб не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15.06.2015г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворении.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.