Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Чубукова С.К., Варнавского В.М.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите
на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 1 июня 2015 г. по делу по иску П.В.К. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края и Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края о возложении обязанности включить в дополнительный список на предоставление материальной помощи на неотложные нужды и взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.В.К. обратился в суд с иском к ответчикам, указав в обоснование своих требований, что в ДД.ММ.ГГ г. его домовладение, расположенное по адресу: "адрес", пострадало в результате паводка: был разрушен фундамент дома, пол дома перекосило, разрушена печь, затоплены двор, баня. Администрация Усть-Пристанского района не включила истца в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи на неотложные нужды в размере *** рублей, в связи с тем, что вода в доме не поднималась выше уровня пола.
Считая отказ во включении истца в списки на получение единовременной материальной помощи на неотложные нужды нарушающим его права и законные интересы, П.В.К. просил обязать администрацию Усть-Пристанского района включить его в дополнительный список граждан на предоставление материальной помощи на неотложные нужды, а также взыскать с Главалтайсоцзащиты и Управления социальной защиты населения материальную помощь на неотложные нужды из средств краевого бюджета в размере *** рублей *** коп.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Клепиковского сельсовета Усть-Пристанского района и Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца были привлечены П.Т.А. и П.А.В.
Истец П.В.К. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району К.Л.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ, в судебном заседании иск не признала.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 1 июня 2015 года исковые требования П.В.К. удовлетворены частично.
Взыскана с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу П.В.К. единовременная материальная помощь в размере *** (десять тысяч) рублей *** коп. за счет средств бюджета Алтайского края.
Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу П.В.К. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере *** (двести) рублей *** коп.
В удовлетворении требований П.В.К. о возложении на администрацию Усть-Пристанского района Алтайского края обязанности по включению в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории Усть-Пристанского района Алтайского края в ДД.ММ.ГГ г., для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края, отказано.
С решением суда не согласились ответчики.
Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование жалобы указано, что при рассмотрении спора судом не были приняты во внимание нормативные акты Алтайского края, регулирующие предоставление краевой материальной помощи малоимущим гражданам, и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Не учел суд, что согласно акту обследования подтопления принадлежащего истцу дома не было.
Также при рассмотрении спора необходимо было учесть, что первые выплаты материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края начали производиться ДД.ММ.ГГ, а первые списки на оказание материальной помощи из федерального бюджета были сформированы ДД.ММ.ГГ года.
В апелляционной жалобе Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите также содержится просьба об отмене решения суда.
В обоснование жалобы указано, что судом не были применены действующие на территории края Правила и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам, и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Не учел суд, что в силу указанных актов гражданин обязан представить суду документы, подтверждающие, что он не может самостоятельно преодолеть трудную для него жизненную ситуацию - паводок. Истец указанную обязанность не выполнил, такие доказательства ответчику не предоставил.
Также не выполнил истец обязанность по представлению доказательств о наличии у него неотложных нужд, связанных с паводком.
Взыскание судом с Управления по социальной защите населения по Усть-Пристанскому району в пользу истца государственной пошлины в размере *** рублей противоречит п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В суд апелляционной инстанции лиц, участвующие в деле, не явились.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.02.2014 N110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение данного постановления, а также распоряжения Правительства РФ от 09.06.2014 N 994 постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270 утвержден Порядок выплаты гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах Алтайского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Пунктами 2.1, 2.2 указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.
Кроме указанных выплат федерального бюджета (единовременной материальной помощи в размере *** рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости *** руб. или *** руб.) распоряжением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств на оказание единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
На основании распоряжения Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** приказом начальника Главалтайсоцзащиты N *** от ДД.ММ.ГГ управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах *** руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Как установлено судом, П.В.К. является супругом третьего лица по делу П.Т.А., вступившей в право наследования жилым домом, расположенным по адресу: "адрес". Истец и его семья зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают по указанному адресу.
В ДД.ММ.ГГ года "адрес", в том числе жилой дом "адрес", попал в зону затопления в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
П.В.К. и члены его семьи были включены в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере *** руб. за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** (далее - Порядок N ***), и получили указанные денежные средства, что не оспаривалось лицами, участвующими.
В Списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края в размере *** рублей на домовладение, никто из членов семьи истца, проживающих в указанном доме, не был включен.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам гражданского процессуального законодательства, в том числе Акт обследования поврежденного жилого дома в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года на территории Алтайского края, утв. ДД.ММ.ГГ главой администрации Усть-Пристанского района и начальником отдела ГО и ЧС В.Е.С., протокол заседания комиссии по социальным вопросам Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району от ДД.ММ.ГГ N *** список улиц и домов населенных пунктов района, попавших в зону подтопления, утв. ДД.ММ.ГГ главой администрации Усть-Пристанского района, суд первой инстанции пришел к выводу, что принадлежащий истцу дом пострадал в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года, что свидетельствует о наличии оснований для отнесения истца к категории граждан, пострадавших от паводка и имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере *** руб. на домовладение за счет средств краевого бюджета.
Судебная коллегия находит такие выводы суда обоснованными, поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, выводы суда соответствуют материалам дела и достаточно подробно мотивированы в судебном решении.
Вопреки доводам жалобы ответчика, факт причинения ущерба домовладению истцом нашел свое подтверждение при рассмотрении дела надлежащими и допустимыми доказательства, которым судом дана надлежащая оценка в совокупности. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в части обоснованности признания за истцом права на выплату из краевого бюджета по причине недоказанности нахождения истца в трудной жизненной ситуации, ответчики в жалобах ссылаются на Приказ Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи" (п.п. 3, 4, 15, 20 Порядка), постановление Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** "Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации".
Однако данный довод коллегией признается несостоятельным в силу того, что Распоряжение Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***, являющееся основанием направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в ДД.ММ.ГГ года, не содержит указания на порядок предоставления такой материальной помощи, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в ДД.ММ.ГГ года.
Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***, а также Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденный приказом Главалтайсоцзащиты от ДД.ММ.ГГ N ***, регулируют иные отношения.
Таким образом, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года, утвержденный постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГ N ***.
Единственным различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ.
При таких обстоятельствах оснований для применения указываемых в жалобах нормативно-правовых актов у суда не имелось.
Ссылка в жалобе Главтрудсоцзащиты на необоснованность взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины судебной коллегией отклоняется как основанная на ошибочном толковании норм процессуального права.
Главой 7 ГПК РФ установлены правила распределения судебных расходов между сторонами в зависимости от того, в чью пользу состоялось решение суда. При этом к судебным расходам относятся также расходы по оплате госпошлины (ст.88 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах, положения подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, предусматривающие освобождение органов государственной власти и местного самоуправления от уплаты госпошлины, не применяются к случаям распределения судебных расходов в виде государственной пошлины. При удовлетворении исковых требований, предъявленных к органу государственной власти или местного самоуправления, последний обязан возместить истцу понесенные им по делу судебные расходы, в том числе на оплату госпошлины.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, жалобы не содержат, в связи с чем оснований для их удовлетворения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 1 июня 2015 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.