Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Блинова В.А., Довиденко Е.А.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 июня 2015 года по делу по иску Шаманаева М. С. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаманаев М.С. обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование требований истец указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как в ДД.ММ.ГГ его родители были лишены родительских прав, в связи с чем он воспитывался в детском доме, расположенном по адресу: "адрес".
С ДД.ММ.ГГ Шаманаев М.С. обучался в профессиональном училище *** "адрес", в ДД.ММ.ГГ - в профессиональном училище *** "адрес".
С ДД.ММ.ГГ истец неоднократно был осужден к лишению свободы за совершение преступлений, в настоящее время по приговору суда отбывает наказание в "адрес"
Ссылаясь на эти обстоятельства, с учетом уточнения, истец просил суд предоставить ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании г. Барнаул, общей площадью не менее "данные изъяты" окончании отбытия наказания в виде лишения свободы.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 03 июня 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность по предоставлению Шаманаеву М.С. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее "данные изъяты" в границах муниципального образования г.Новоалтайск Алтайского края.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, полагая, что суд необоснованно удовлетворил требования истца, просит решение суда отменить, отказав истцу в удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы указал, что в соответствии с действующим законодательством о социальной поддержке детей-сирот указанные отношения носят заявительный характер, право на обеспечение жилым помещением возникает у гражданина с момента внесения его в соответствующий список детей-сирот для обеспечения жильем и сохраняется за лицами, которые достигли возраста 23 лет при условии включения их в список до достижения указанного возраста. После достижения возраста 23 лет указанные граждане не относятся ни к одной из названных в законе категорий лиц, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки.
Между тем, истец до достижения 23 лет предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовался, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не встал, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет не представил, впервые обратился в суд с заявлением о предоставлении жилого помещения в возрасте 28 лет, то есть когда статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, утрачен.
Предварительный регистрационный учет несовершеннолетних не имеет правового значения, так как нуждающимися признаются только совершеннолетние граждане. Поэтому вывод суда, относительно того, что действующее законодательство предусматривает возможность обеспечения специализированным жильем лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, без какого-либо ограничения возрастом, несостоятелен и основан на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку истец Шаманаев М.С. отбывает наказание в местах лишения свободы, а окончание срока отбывания наказания ДД.ММ.ГГ, поэтому его право не нарушено. В связи с тем, что истец в настоящее время находится в местах лишения свободы, поэтому отсутствует возможность для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения, так как в данном жилом помещении необходимо проживать и оплачивать его содержание. Судом не дана правовая оценка данному факту, не установлен срок для предоставления жилого помещения.
Истцом представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Истец Шаманаев М.С. отбывает наказание в виде лишения свободы, извещен о времени и месте разбирательства дела в апелляционном порядке, не ходатайствовал о личном участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч.2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.1, 3 п.1, п.п.3,7,9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В силу ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, признанными в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01 января 2013 года, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Исходя из анализа положений Федерального закона 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
По делу установлено, что истец Шаманаев М.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный социальный статус Шаманаев М.С. приобрел в связи с лишением его матери ФИО2 родительских прав, что подтверждается заочным решением "адрес" от ДД.ММ.ГГ (л.д. 35-38), а отец истца - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГ (л.д. 39).
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** Шаманаев М.С. признан оставшимся без попечения родителей, помещен в учреждение общественного воспитания, поставлен на предварительный регистрационный учет в "адрес" (л.д. 34).
ДД.ММ.ГГ истец поступил из приюта "данные изъяты" в детский дом, в котором воспитывался до поступления в ПУ *** "адрес" (л.д. 26).
В период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Шаманаев М.С. обучался в "данные изъяты" и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 83-84).
ДД.ММ.ГГ руководство училищем обращалось к главе администрации "данные изъяты" с просьбой поставить Шаманаева М.С. на учет на первоочередное получение жилой площади или на приобретение жилья и оказать помощь в трудоустройстве к ДД.ММ.ГГ (л.д. 42).
Согласно ответу администрации "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ *** Шаманаев М.С. состоит на предварительном регистрационном учете в администрации, и по достижении совершеннолетнего возраста ему необходимо представить пакет документов, установленных Законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года N 115-ЗС (л.д. 43).
После окончания "данные изъяты" Шаманаев М.С. обучался в "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д. 33).
Таким образом, до достижения истцом 23-летнего возраста принимались меры к его постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Однако, уполномоченный орган не принял мер к обеспечению его жилой площадью.
По сведениям регионального банка данных ГУ МВД России по Алтайскому краю истец Шаманаев М.С. неоднократно привлекался к уголовной ответственности. В настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы (л.д. 21).
Кроме того, из сведений регионального банка данных ГУ МВД России по Алтайскому краю следует, что местом жительства истца указан "адрес".
По информации УФМС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ истец Шаманаев М.С. зарегистрирован по месту нахождения интерната по адресу: "адрес" (л.д. 46, 94).
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования, суд установил, что Шаманаев М.С., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своим правом на обеспечение жилым помещением до достижения им возраста 23 лет не воспользовался, сведений о том, что уполномоченными органами приняты исчерпывающие меры по реализации указанного права в материалы дела не представлено, в связи с чем нарушенное право подлежит восстановлению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы жалобы в отношении несовершеннолетнего Барашкова Ю.В. к существу рассматриваемого спора не относятся и судебной коллегией во внимание не принимаются.
Ссылка в апелляционной жалобе на нахождение истца в настоящее время в местах лишения свободы судебной коллегией отклоняется, поскольку на момент окончания пребывания истца в учреждении общественного воспитания у него возникло право на обеспечение жилым помещением, однако указанное право не было реализовано по независящим от него обстоятельствам.
Вместе с тем следует учитывать абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из искового заявления, истец просил суд обязать ответчика обеспечить его жилым помещением после отбытия наказания в виде лишения свободы. Таким образом, в материалах дела имеется заявление истца в порядке указанной нормы права. Однако суд первой инстанции не учел данное обстоятельство. В связи с этим судебная коллегия считает необходимым дополнить решение суда указанием о предоставлении истцу жилого помещения по окончании отбывания наказания в исправительном учреждении.
Все доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к позиции, ранее занятой ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанная позиция была тщательно проверена судом первой инстанции, ей дана подробная мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства, с которой судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могли бы являться основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 03 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Дополнить это решение указанием о предоставлении истцу жилого помещения по окончании отбывания наказания в исправительном учреждении.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.