Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Решетниковой И.Ф., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
с участием прокурора Тивиковой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 29 апреля 2015 года по делу
по иску Гришкова С.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю о взыскании сумм.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гришков С.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю о взыскании материального и морального вреда.
В обоснование указал, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России, куда был этапирован из ИВС г.Барнаула. При медицинском осмотре у истца обнаружены побои: "данные изъяты". При этом Гришкову С.А. медицинская помощь не оказана, медицинские документы надлежащим образом не оформлены.
В период с 10 по ДД.ММ.ГГ у истца обнаружено "данные изъяты". Гришков С.А. направлен в АККПБ для прохождения экспертизы, откуда этапирован в Краевую хирургическую больницу, где ему ДД.ММ.ГГ "данные изъяты". После операции истец помещен в камеру ФКУ СИЗО-1 УФСИН России на общих основаниях, уход за ним не осуществлялся. При этом истцу не выдали костыли, он не мог самостоятельно передвигаться по камере в течении 14 дней. В связи с неоказанием медицинской помощи, ненадлежащим оформлением медицинских документов, неправильным лечением, отсутствием возможности передвигаться истец претерпевал страдания и полагает возможным требовать компенсацию морального вреда.
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ письменно и устно Гришков С.А. обращался к сотрудникам администрации с просьбой оформить документы и дать заключение с последующим представлением на медицинскую комиссию (ВТЭК) для получения группы инвалидности в связи с отсутствием ноги. Обращения проигнорированы администрацией изолятора. Истец полагает, что несвоевременным оформлением документов для признания его инвалидом администрацией учреждения, ему причинен материальный вред.
С учетом уточнений, Гришков С.А. просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, материальный вред в размере "данные изъяты" рублей.
При подготовке дела к судебному разбирательству судом привлечены к участию в деле в качестве соответчика Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю и в качестве третьего лица ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Алтайскому краю.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 29 апреля 2015 года, с учетом определения об исправлении описки от 30 июня 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
Судом постановлено: взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Гришкова С.А. компенсацию морального вреда "данные изъяты" рублей. В остальной части в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе третье лицо ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Гришкова С.А. отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указано на несогласие с выводами суда о необходимости компенсации морального вреда истцу, в связи с тем, что в суд не представлено документов о получении Гришковым С.А. костылей и допрошенный в судебном заседании свидетель также не утверждал, что Гришков С.А. был обеспечен костылями.
В ходе судебного заседания приобщены все необходимые документы. Так согласно справке начальника медицинской части *** ФКУЗ МЧС-11 ФСИН России, ДД.ММ.ГГ Гришкову С.А. выданы костыли, которыми он пользовался до момента этапирования в исправительную колонию по месту отбывания наказания (убыл с костылями). Пояснения представителя СИЗО-1 и свидетеля Ф.И.О. также подтверждают выдачу костылей.
При судебном разбирательстве не было оценено должным образом то обстоятельство, что доказательств причинения истцу физических страданий в судебном процессе представлено не было. Решение суда принято по формальным основаниям при отсутствии в материалах дела доказательств причинения морального вреда, противоправности деяния причинителя вреда, виновного поведения причинителя вреда, подтверждения причинно-следственной связи между незаконными действиями должностных лиц государственных органов и наступившими негативными последствиями.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Перфильева Н.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Тивикова Н.Ю. полагала, что решение суда следует оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В положениях ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст.ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту Закон N 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 (далее по тексту - Правила).
В развитие закрепленных конституционных принципов ст.4 Закона N 103-ФЗ установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии с приложением N2 к приказу Минюста Российской Федерации от 14 октября 2005 N 189 в перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету включены костыли, деревянные трости и протезы.
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 04 августа 2008 года N 379н.
Пунктом 16 указанных Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, техническими средствами и изделиями в соответствии с Правилами, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец доставлен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ. При поступлении Гришков С.А. осмотрен дежурным фельдшером, телесных повреждений не зафиксировано, жалоб не предъявлял, при нем имелись медицинские документы.
ДД.ММ.ГГ Гришков С.А. осмотрен в приемном покое Городской больницы *** "адрес", проведено дополнительное обследование, установлен диагноз "Тромбангиит. Окклюзия ПБА с обеих сторон, ПА слева. Хроническая ишемия IV стадии", выдано заключение, согласно которому: исходя из данных обследования возможности для реконструктивной операции нет, показано консервативное лечение, при развитии гангрены - ампутация.
В период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец находился на стационарном лечении в отделении гнойной хирургии Городской больницы *** "адрес", где ДД.ММ.ГГ проведена ампутация "данные изъяты", выписан в удовлетворительном состоянии.
ДД.ММ.ГГ Гришков С.А. доставлен в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Алтайскому краю и ДД.ММ.ГГ он этапирован в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю.
Согласно выводам проведенной по делу судебно - медицинской экспертизы у Гришкова С.А., "данные изъяты" прогрессировал в течение не менее нескольких лет, и в сентябре 2011 года у него уже была 3-4 степень развития болезни. Медицинская помощь по лечению осложнений "данные изъяты" ему была оказано правильно. Ампутация "данные изъяты" проведена по абсолютным медицинским показаниям, в связи с развитием "данные изъяты", явившейся в данном случае закономерным осложнением давно имевшегося у него хронического заболевания - "данные изъяты". В раннем послеоперационном периоде (спустя 7-10 дней после операции) Гришков С.А., с целью самостоятельного передвижения, нуждался в использовании подмышечных костылей. Диагностированный в Городской больницы *** "адрес" у Гришкова С.А. " "данные изъяты")" причинной связи с осложнениями атеросклероза сосудов нижних конечностей и ампутацией левой нижней конечности не имеет.
В бюро МСЭ *** ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Гришков С.А. обратился с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГ. Ему была установлена *** группа инвалидности по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГ.
Удовлетворяя исковые требования о компенсации морального вреда в части, суд исходил из того, что отсутствуют документы, подтверждающие обеспечения Гришкова С.А. костылями в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России.
При этом судом учтены пояснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, данные им в судебном заседании ДД.ММ.ГГ о том, что костыли назначаются по показаниям врачами больницы, где была проведена операция. Назначения такого не было, поэтому представитель не может сказать выдавали истцу костыли или нет (т.1 л.д.164-165).
Представитель СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ занял иную позицию, опровергающую доводы истца о невыдаче ему костылей. Свидетель Ф.И.О. - врач ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГ пояснял, что костыли выдаются по мере необходимости всем нуждающимся, не имеют инвентарного номера и не являются материальной ценностью. Гришкову С.А. при поступлении в санчасть выдали костыли.
Вместе с тем, позиция сотрудников учреждения документально не подкреплена. Медицинские документы, подтверждающие предписания врача выдать Гришкову С.А. костыли, и исполнение данного предписания суду не представлены.
Судом проанализирована ведомость ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Алтайскому краю по счету 105.36 за период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, подтверждающая только наличие на балансе учреждения костылей для взрослых.
Справка начальника медицинской части *** ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России, согласно которой ДД.ММ.ГГ Гришкову С.А. выданы костыли и он использовал их до момента этапирования в исправительную колонию по месту отбывания наказания (убыл с костылями), также не является документом, непосредственно зафиксировавшим факт выдачи костылей истцу.
Документ, подтверждающий получение Гришковым С.А. костылей, содержащий его подпись, не представлен.
Доводы сотрудников ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Алтайскому краю о том, что костыли являются расходным материалом и потому не имеют инвентарного номера и выдаются не по ведомости, содержащей подпись получателя, ничем не подтверждены.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Бремя доказывания отсутствия нарушений закона в части обеспечения лиц, содержащихся под стражей предметами первой необходимости (костылями), возложено на ответчика.
Представленные суду доказательства, вопреки доводам жалобы, не подтверждают факт выдачи истцу костылей.
При таких обстоятельствах, причинно-следственная связь между страданиями истца, вследствие отсутствия возможности самостоятельно передвигаться и бездействием сотрудников ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Алтайскому краю установлена.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется и в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом оценки апелляционной коллегией.
Иные доводы апелляционной жалобы отмены постановленного судом решения не влекут.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 29 апреля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.