Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Кретовой А. И. на решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 18 мая 2015 года по делу
по иску Кретовой А. И. к администрации Шипуновского района, администрации Шипуновского сельсовета о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кретова А.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, своего жилья не имеет, с ДД.ММ.ГГ проживает совместно с "данные изъяты" квартире у "данные изъяты"., членом семьи собственника не является, общего хозяйства с ним не ведет.
Решением жилищной комиссии администрации Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Кретова А.И. была поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГ, а ДД.ММ.ГГ решением жилищной комиссии Администрации Шипуновского сельсовета снята с регистрационного учета.
Решением жилищной комиссии администрации района от ДД.ММ.ГГ Кретовой А.И. отказано во включении в список граждан-получателей субсидии за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года" на основании абз.3 п.16 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов в Алтайском крае, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края N 407 от 06.10.2006, а именно: недостоверность сведений в представленных документах, а также выявление неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет в улучшении жилищных условий при решении этого вопроса.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кретова А.И. обратилась в суд с иском к администрации Шипуновского района Алтайского края, администрации Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края, с учетом уточнения, просила признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Шипуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГ о снятии с регистрационного учета Кретовой А.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Шипуновского района от ДД.ММ.ГГ об отказе во включении в список граждан-получателей субсидий за счет средств федерального бюджета и отменить его, обязать жилищную комиссию администрации Шипуновского сельсовета рассмотреть вопрос о постановке Кретовой А.И. на регистрационный учет с момента признания нуждающейся в жилом помещении - с ДД.ММ.ГГ, обязать жилищную комиссию администрации Шипуновского района рассмотреть вопрос о включении Кретовой А.И. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента подачи заявления - с ДД.ММ.ГГ.
Решением Шипуновского районного суда Алтайского края от 18 мая 2015 года исковые требования Кретовой А. И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кретова А.И. просит данное решение отменить и удовлетворить ее требования, признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Шипуновского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об отказе истцу во включении в список граждан-получателей субсидии из средств федерального бюджета на приобретение жилья, выделяемых в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", обязать жилищную комиссию администрации Шипуновского района Алтайского края рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГ о включении в список граждан-получателей субсидии из средств федерального бюджета на приобретение жилья в установленном законом порядке.
В обоснование жалобы указала, что в оспариваемом решении органа местного самоуправления конкретное основание отказа не приведено, а также не указано в чем состоит недостоверность сведений, содержащихся в представленных ею документах, либо в чем состоит неправомерность действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при решении данного вопроса. Доказывая законность принятого решения, представитель администрации Шипуновского района Алтайского края ссылался на то, что она намеренно ухудшила жилищные условия, поскольку до ДД.ММ.ГГ проживала по адресу: "адрес" в квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м, с целью получения субсидии на приобретение жилья зарегистрирована в квартире "данные изъяты". Между тем, данное обстоятельство не являлось основанием для отказа во включении в список граждан-получателей субсидий на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Отказывая в удовлетворении требований, суд также исходил из того, что она совершила действия, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий с целью получения субсидии на приобретение жилья, и администрацией Шипуновского сельсовета неполно проведена проверка представленных ею документов и факта действительной нуждаемости в улучшении жилищных условий. Поскольку по указанным судом основаниям администрация Шипуновского района не отказывала ей во включении в список граждан-получателей субсидии, считает, что суд проверил законность оспариваемого решения по основаниям, не указанным в решении жилищной комиссии администрации Шипуновского района Алтайского края.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Шипуновского сельсовета просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кретовой А.И. - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Андрющенко Ю.А. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Шипуновского сельсовета Насонов С.Г. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания ходатайств не заявили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с ост. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предусмотрены ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". В частности, пп. 4 п. 1 указанной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 этого Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кретова А.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, своего жилья не имеет, проживает и зарегистрирована по "адрес" в "адрес" в квартире "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГ Кретова А.И. обратилась с заявлением к главе администрации Шипуновского сельсовета о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии Администрации Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ она была поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истец обратилась к главе Администрации Шипуновского района о включении ее в список граждан - получателей субсидии из средств федерального бюджета.
Решением жилищной комиссии администрации района от ДД.ММ.ГГ Кретовой А.И. отказано во включении в список граждан-получателей субсидии за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года" на основании абз.3 п.16 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов в Алтайском крае, утвержденного Постановлением Администрации края N 407 от 06.10.2006 года, а именно: недостоверность сведений в представленных документах, а также выявление неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет в улучшении жилищных условий при решении этого вопроса.
ДД.ММ.ГГ Администрацией Шипуновского района в адрес Администрации Шипуновского сельсовета направлено информационное письмо о необходимости рассмотреть правомерность постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кретовой А.И. и ДД.ММ.ГГ решением жилищной комиссии Администрации Шипуновского сельсовета истец снята с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом исходил из того, что администрацией Шипуновского сельсовета неполно проведена проверка представленных Кретовой А.И. документов и, соответственно, факта нуждаемости Кретовой А.И. в улучшении жилищных условий, что явилось основанием для отказа во включении в список граждан-получателей субсидии за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законом Алтайского края от 14.09.2006 N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 2 указанного Закона Алтайского края предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в ч. 1, 2 ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в форме субсидий.
Ч. 1 ст. 4 Закона администрация Алтайского края устанавливает порядок предоставления гражданам субсидий для приобретения (строительства) жилья.
Постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 N 407 утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае.
В соответствии с п. 2 Положения, субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Формирование списков граждан - получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 8 Положения).
В соответствии с п.п. 11, 14 Положения граждане для включения в список граждан-получателей субсидий подают в органы местного самоуправления указанные в данном пункте документы, в том числе, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Органы местного самоуправления организуют работу по проверке документов, представленных в соответствии с п.11 Положения.
Поскольку Кретова А.И. ранее проживала в "адрес", решением районной жилищной комиссии в администрацию "адрес" был направлен запрос о предоставлении информации, из ответа на который следует, что Кретова А.И. ДД.ММ.ГГ обращалась в администрацию "адрес" с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Решением жилищной комиссии, утвержденным постановлением администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ, ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пп.2 п.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся. Кретова А.И. являлась членом семьи собственников жилого помещения "данные изъяты" ( "данные изъяты"), "данные изъяты"), "данные изъяты" по адресу: "адрес" на одного человека составляла - "данные изъяты" кв.м, что выше нормы, установленной по "адрес" в "данные изъяты" кв.м на человека.
Таким образом, на момент проживания в "адрес" Кретова А.И. не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГ Кретова А.И. была снята с регистрационного учета по месту жительства в "адрес" и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес", собственником которого является "данные изъяты"
Установив указанные обстоятельства, районная жилищная комиссия приняла обоснованное решение об отказе Кретовой А.И. во включении в список граждан-получателей субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета на основании абз.3 п.16 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и направила в администрацию Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края информационное письмо о пересмотре правомерности постановки на учет Кретовой А.И.
При этом в п.16 указанного Положения в качестве основания для отказа во включении в список граждан-получателей субсидии определены, в том числе, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также выявление неправомерности действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса, в связи с чем, доводы жалобы о том, что в оспариваемом решении органа местного самоуправления не приведено конкретное основание отказа, являются несостоятельными.
В силу п.1 ч.6 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Вопреки доводам жалобы, судом установлено, что неправомерность действий должностных лиц администрации Шипуновского сельсовета выразилась в том, что они не проверили обоснованность постановки Кретовой А.И. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, не направили соответствующие запросы по прежнему месту ее жительства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены судебного решения, поскольку направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Кретовой А. И. на решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 18 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.