Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Дмитриевой О.С., Медведева А.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Пешкина Н. И. на решение Целинного районного суда Алтайского края от 17 июня 2015 года по делу
по иску Пешкина Н. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Целинном районе Алтайского края о признании решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Целинном районе Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ незаконными и о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пешкин Н.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Целинном районе (далее - ГУ УПФ РФ в Целинном районе), с учетом уточненных исковых требований просил признать решения *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконными, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.
В обоснование своих требований указал, что ГУ УПФР РФ Целинного района отказало ему в назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемого общего стажа. Указанные выше решения считает не законными, поскольку в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П он имеет право на льготное исчисление стажа по ранее действующему закону от 20.11.1990 N 340-1, согласно которому исчисление стажа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним производится в полуторном размере. Таким образом, общий страховой стаж составляет: "данные изъяты" дней плюс стаж работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу - 4 "данные изъяты" ( "данные изъяты" дней / 2). Итого: "данные изъяты" дней.
Полагает, что период работы в районах Крайнего Севера составляет "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней (период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней), дает ему право на снижение возраста выхода на пенсию на "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" день. Период работы по списку N 2 (полевые работы) с учетом постановления Конституционного Суда РФ N 2-П - "данные изъяты", что дает право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет. Суммируя северный период "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" день с полевым периодом - "данные изъяты" лет, получается снижение возраста выхода на пенсию "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" день.
Учитывая изложенное считает, что возраст выхода на пенсию составляет 53 года, в связи с чем Пенсионный фонд обязан был назначить пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГ.
Решением Целинного районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований Пешкина Н. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Целинном районе Алтайского края отказано.
В апелляционной жалобе Пешкин Н.И. просит решение суда изменить и принять новое решение.
В обоснование доводов, ссылаясь на ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N516, указал, что имеет право на суммирование двух полных льготных стажей - северного и стажа на полевых топографо-геодезических работах, а также право на снижение возраста выхода на пенсию на 10 лет.
В письменных возражениях ГУ УПФ РФ в Целинном районе просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что общий страховой стаж Пешкина Н.И. составляет более "данные изъяты" лет, а специальный стаж на соответствующих видах работ (полевые геологоразведочные работы) составляет более "данные изъяты" месяцев, исходя из того, что истец не достиг возраста 55 лет, пришел к выводу, что основания для назначения ему досрочной пенсии отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал. При этом указал, что оснований для применения правила п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусматривающего возможность назначения пенсии с уменьшением установленного возраста, не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что поскольку факт работы Пешкина Н.И. не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях не установлен и материалами дела не подтвержден, то права на снижение пенсионного возраста, установленных ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", также не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Пешкин Н.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, согласно записям в трудовой книжке АТ-II N ***, работал с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ техником - геодезистом в "данные изъяты""; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ старшим техником - геодезистом Югорской геофизической экспедиции "данные изъяты""; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - техником-геодезистом, топографом, начальником отряда в "данные изъяты""; ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - механизатором в товариществе " "данные изъяты""; со ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - комбайнером в товариществе " "данные изъяты""; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - комбайнером в ДГКУП " "данные изъяты""; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - директором "данные изъяты""; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - комбайнером в ДГКУП " "данные изъяты""; ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - комбайнером в ДГКУП " "данные изъяты""; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - механизатором в КФХ " "данные изъяты".".
Судом установлено и не опровергается представителем ответчика, что истец в периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ осуществлял свою трудовую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а именно, находился на полевых геофизических работах, принимал непосредственное участие в технологическом процессе в производстве геофизических работ, в технологическом процессе геологоразведочных работ, в связи с чем указанные периоды работы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ч. 1 и ч. 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы, которые имели место до дня вступления в силу указанного Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшем в период выполнения работы, могут включаться в указанный стаж с применением Правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Пунктом 6 части 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 6 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", исчисленный в полуторном размере в соответствии с п. 7 Правил N 516, составляет 14 лет 10 месяцев 13 дней, что сторонами не оспаривается.
Исходя из положений п. 6 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указанный стаж дает право Пешкину Н.И. на досрочное назначение пенсии только по достижению им возраста 55 лет.
Поскольку истец не достиг возраста 55 лет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что основания для назначения ему досрочной пенсии отсутствуют.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (далее - РКС), либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (далее - МКС), и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Поскольку стаж работы Пешкина Н.И. в МКС составляет "данные изъяты" дней, при переводе его в КРС (год МКС за "данные изъяты" месяцев РКС) стаж составит "данные изъяты" 06 дней, что также сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что оснований для применения правила п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусматривающего возможность назначения пенсии с уменьшением установленного возраста, не имеется, судебная коллегия полагает обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Пунктом 4 статьи 30 ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением ряда периодов, в том числе, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Согласно п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Поскольку, как уже было сказано выше, стаж работы Пешкина Н.И. в МКС составляет всего "данные изъяты" дней, то судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для снижения пенсионного возраста на основании ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N516).
Согласно п. 5 Правил N516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:
- работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подп. 6 п. 2);
работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подп. 11 п. 2).
На основании п. 3 Правил суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:
к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18.
Следовательно, суммирование возможно лишь в отношении периодов работы, не совпадающих по времени, иное противоречило бы принципу календарного порядка исчисления стажа.
Поскольку суммирование одного периода работы по двум основаниям в соответствии с положениями указанных выше норм права не допускается, доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
По этим же основаниям судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что истец имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 10 лет.
Решение суда законно и обоснованно, соответствует действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Пешкина Н. И. на решение Целинного районного суда Алтайского края от 17 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Сидорова Н.А. Дело N 33-7726/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(резолютивная часть)
18 августа 2015 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Дмитриевой О.С., Медведева А.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Пешкина Н. И. на решение Целинного районного суда Алтайского края от 17 июня 2015 года по делу
по иску Пешкина Н. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Целинном районе Алтайского края о признании решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Целинном районе Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ незаконными и о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Пешкина Н. И. на решение Целинного районного суда Алтайского края от 17 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.