Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району, ответчика Управления социальной защиты населения по Зональному району, третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 мая 2015 года
по иску Е.Л. к Управлению социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району, Управлению социальной защиты населения по Зональному району Алтайского края о взыскании задолженности, возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате коммунальных платежей.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е.Л. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району, Управлению социальной защиты населения по Зональному району Алтайского края о взыскании задолженности, возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате коммунальных платежей.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и до 2008 года все коммунальные услуги оплачивала в 50 % размере за квартиру, расположенную по адресу "адрес" и за свет по адресу: "адрес". В период с 2008 года по 2010 год органы социальной защиты возвращали ей 30 % от оплаченной за коммунальные платежи суммы вместо положенных 50 %. После обращения в прокуратуру, указанные денежные средства были ей возвращены за вычетом расходов по оплате электроэнергии по адресу: "адрес", на основании того, что компенсация может быть получена только за коммунальные платежи по квартире, находящейся в "адрес". С данным отказом она не согласна, полагает, что должна оплачивать все коммунальные платежи в размере 50 %, поскольку имеет постоянную регистрацию в "адрес" и временную в "адрес". С 2008 года она получала отказы от ответчиков в постановке ее на учет в качестве получателя ежемесячных выплат. Поскольку она оплачивала расходы по электроэнергии по адресу: "адрес" в размере 50 %, образовалась задолженность в размере "данные изъяты". В 2012 году она обратилась в орган социальной защиты населения по "адрес" с заявлением о предоставлении указанной компенсации, однако получила отказ. В связи с изложенным просила возложить на ответчиков обязанность возвратить ей денежную сумму в размере "данные изъяты" за оплаченную электроэнергию, а также производить ей компенсацию в размере 50 % за все коммунальные услуги по адресу: "адрес"26 и по адресу: "адрес".
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 20 мая 2015 года исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено:
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения по "адрес" Алтайского края назначить и производить с ДД.ММ.ГГ Е.Л. выплату компенсации по льготному основанию "Семьи погибшего в результате радиационной аварии на Чернобыльской АЭС" по месту временной регистрации: "адрес", в отношении коммунальной услуги "электроснабжение".
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске в полном объеме, указывая, что выплата компенсации по услуге электроснабжение прекращена на основании заявления самого истца, однако компенсация за остальные услуги Управлением осуществляется. Полагает, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается гражданину по одному жилому помещению, при этом дробление денежных эквивалентов для получения компенсации по двум жилым помещениям законодательством не предусмотрено.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по "адрес" Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, указывая, что истица имеет право получать компенсацию только по одному адресу: по фактическому проживанию или по месту временной регистрации, при этом ей не предоставлено право выбора вида услуг по обоим адресам.
В апелляционной жалобе третье лицо Главтрудсоцзащита также просит об отмене принятого судом решения по аналогичным доводам, дополнительно указывая на то, что при убытии Е.Л. по окончании летнего сезона на постоянное место жительства она не сможет получать компенсацию по электроэнергии ввиду отсутствия временной регистрации в "адрес".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель третьего лица Главтрудсоцзащиты К. полагал принятое судом решение подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной желобе, истец Е.Л. возражала против удовлетворения жалоб и отмены судебного решения; иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалоб на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения районного суда на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам гарантируется оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).
Судом установлено, что Е.Л. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела Е.Л. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГ по адресу: "адрес"26 (л.д. 15).
При этом с ДД.ММ.ГГ истица имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д. 12-14).
По сообщению Управления социальной защиты населения по "адрес" от ДД.ММ.ГГ ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначалась и выплачивается Е.Л. (л.д. 33).
Решением Управления социальной защиты населения по "адрес" в ДД.ММ.ГГ Е.Л. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ по месту временного пребывания: "адрес", по основанию "Семьи погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 39).
Согласно справке-аттестату от ДД.ММ.ГГ выплата истице компенсации УСЗН по "адрес" была прекращена с ДД.ММ.ГГ по причине оформления льгот в УСЗН по "адрес".
Как следует из справки-аттестата от ДД.ММ.ГГ, выплата истице компенсации УСЗН по "адрес" была прекращена с ДД.ММ.ГГ в связи с изменением места жительства (л.д. 41, 45).
Пунктами 1, 2 ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" предусмотрено, что компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).
При реализации права на получение компенсации по месту пребывания или по месту фактического проживания компенсация назначается соответствующим уполномоченным органом.
Согласно справке-аттестату от ДД.ММ.ГГ УСЗН по "адрес" осуществляет выплату Е.Л. ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГ прекращена выплата денежной компенсации по электроснабжению на основании личного заявления Е.Л. (л.д. 61).
При этом ДД.ММ.ГГ Управление социальной защиты по "адрес" отказало истице в назначении компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку законом предусмотрена возможность компенсации лишь по одному адресу (л.д. 60).
Разрешая спор и признавая решение УСЗН по "адрес" об отказе в назначении компенсации незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что истица не получает компенсацию в отношении коммунальной услуги "электроснабжение" по адресу постоянной регистрации, в связи с чем имеет право на получение соответствующей льготы по месту временной регистрации.
Судебная коллегия с данными выводами городского суда не может согласиться.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация может предоставляться по месту пребывания или по месту фактического проживания на территории Алтайского края на период пребывания или период фактического проживания при условии неполучения гражданами мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства.
Постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N 126 утверждены Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае.
В силу п. 2 вышеназванных Правил, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - "компенсация") назначается гражданину (далее - "льготополучатель") по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания либо по месту его фактического проживания.
Согласно п. 3 указанных Правил в случае реализации права на получение компенсации по месту пребывания или по месту фактического проживания компенсация назначается соответствующим органом социальной защиты населения при неполучении льготополучателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства.
Таким образом, установленным законодательством порядком предоставления социальной помощи не предусматривается возможность предоставления льготы в разбивке по видам коммунальных услуг и их оплаты. Одновременное получение льготы по разным адресам и по видам услуг не основано на предусмотренном законодательством положении о том, что социальная помощь предоставляется по месту жительства (регистрации) либо месту пребывания лица, имеющего права на получение социальной помощи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставление мер социальной поддержки (в том числе частично) одновременно по двум жилым помещениям (по месту постоянного проживания и месту временного пребывания) действующим законодательством не предусмотрено, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований истца с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Е.Л.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району, ответчика Управления социальной защиты населения по Зональному району, третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите удовлетворить.
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 мая 2015 года в части удовлетворения требований Е.Л. к Управлению социальной защиты населения по Зональному району Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате коммунальных платежей отменить и принять в данной части новое решение.
Исковые требования Е.Л. к Управлению социальной защиты населения по Зональному району Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате коммунальных платежей оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.