Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Параскун Т.И.,
судей Блинова В.А., Довиденко Е.А.,
при секретаре
судебного заседания Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 июня 2015 года по делу по иску Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах Колесниковой Надежды Дмитриевны к Военному комиссариату Алтайского края о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор обратился в суд с иском в интересах Колесниковой Н.Д. о перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что Военной прокуратурой Барнаульского гарнизона проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства. В ходе проверки установлено, что супруг Колесниковой Н.Д. - Потукин П.Т. проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, и в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" относится к числу лиц, указанных в пп. "г" ст. 45 данного Закона. Потукин П.Т. умер ДД.ММ.ГГ. С 01.05.2005 Колесникова Н.Д. состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Алтайского края и получает пенсию по случаю потери кормильца. Согласно п. "г" ст. 45 указанного Закона для участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", предусмотрено повышение пенсии с 01.02.1993 по 31.12.2007 на 100 % минимального размера пенсии по старости, а с 01.01.2008 по настоящее время на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В нарушение требований закона, ответчик выплачивает пенсию истцу без учета повышения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд признать за Колесниковой Н.Д. право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной" как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" с момента назначения пенсии по случаю потери кормильца; обязать Военный комиссариат Алтайского края произвести перерасчет пенсии Колесниковой Н.Д. с 01.05.2005 по декабрь 2007 года с учетом ежемесячного повышения в размере 100 % минимального размера пенсии по старости, а с 01.01.2008 по настоящее время - в размере 32 % расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии и выплатить недоначисленные денежные средства; обязать Военный комиссариат Алтайского края выплачивать Колесниковой Н.Д. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в размере 32 % расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии.
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник Военного прокурора Барнаульского гарнизона на требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Военного комиссариата Алтайского края исковые требования не признала по доводам письменного отзыва.
Истец Колесникова Н.Д. не явилась, извещена надлежаще.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22.06.2015 исковые требования военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах Колесниковой Н.Д. удовлетворены.
За Колесниковой Н.Д. признано право на повышенный размер пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной" как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах".
На Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Колесниковой Н.Д. с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной", с 01.05.2005 по декабрь 2007 года в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с 01.01.2008 по день вынесения настоящего решения суда в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, выплатить недополученные денежные средства.
На Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность выплачивать Колесниковой Н.Д. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной".
В апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Алтайского края просит решение отменить, отказав в удовлетворении требований, указывая на то, что ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, при этом - государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются в соответствии с Законом. Колесниковой Н.Д. на основании ст. 36 Закона N 4468-1 размер пенсии по случаю потери кормильца с 01.02.1993 определяется исходя из соответствующих сумм денежного довольствия военнослужащего. В состав указанного денежного довольствия согласно ст. 43 названного Закона входит должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. Из содержания указанной нормы не следует, что в расчет пенсии подлежат включению все выплаты (надбавки, повышения), получаемые пенсионером на момент смерти.
Повышение, на получение которого претендует истец, выплачивается именно участникам Великой Отечественной войны, либо других категорий, перечисленных в данной статье, к числу которых Колесникова Н.Д. не относится. Кроме того, в силу положений ст. 46 Закона N 4468-1 повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии, поэтому вывод суда о наличии на момент назначения пенсии всех необходимых документов в материалах пенсионного дела и возможности установления повышения к пенсии по потери кормильца необоснован.
В силу ч. 2 ст. 55 Закона N 4468-1 разница между новым и прежним размерами пенсии может быть выплачена не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом. Таким образом, перерасчет пенсий носит заявительный характер. Ответчик полагает, что повышение может производиться с момента обращения лица, получающего пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.
Согласно материалам пенсионного дела Колесникова Н.Д. с заявлением о перерасчете в комиссариат не обращалась, документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны, удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, не предъявляла.
Поэтому вывод суда о наличии на момент назначения пенсии Колесниковой Н.Д. всех условий для установления повышения пенсии необоснован, вывод суда о наличии вины ответчика не подтвержден материалами дела.
В письменных возражениях военный прокурор просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции процессуальный истец военный прокурор Махнев Н.В. просил оставить решение суда без изменения. Представитель ответчика Военного комиссариата Алтайского края - Любивая М.Н. поддержала доводы жалобы.
Колесникова Н.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с чем, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее также - Закон), который предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия вывод суда о том, что размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в порядке ст. 43 Закона, то есть от размера тех выплат, право на получение которых имел кормилец, находит верным.
Так, согласно ст. 5 названного Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 Закона, их семьи при наличии определенных условий приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Размеры пенсии по случаю потери кормильца установлены в ст. 36 Закона. Согласно данной правовой норме пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" ст. 21 названного Закона, в размере 40 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
В соответствии со ст. 43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В силу ст. 44 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.
Пунктом "г" ст. 45 Закона (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии) предусматривалось, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в частности, участникам Великой Отечественной войны (пп."а"-"ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах") на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"", вступившим в силу с 01.01.2008, в указанный пункт внесены изменения, согласно которым пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в том числе участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" пп.1 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Колесникова Н.Д. состояла в браке с Потукиным П.Т.., который проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Пенсионное обеспечение Потукина П.Т. как участника Великой Отечественной войны производилось Военным комиссариатом Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ Потукин П.Т. умер, после чего решением пенсионного органа Колесниковой Н.Д. с 01.05.2005 назначена пенсия по случаю потери кормильца. К пенсии установлены: процентная надбавка за выслугу лет 70 %; месячная стоимость продпайка.
Установив обстоятельства, имеющие значение для дела, руководствуясь названными нормами права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку Колесникова Н.Д. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право как на получение пенсии по случаю потери кормильца, так и на повышение пенсии, предусмотренное п."г" ст.45 Закона.
Вопреки доводам жалобы, из системного анализа вышеназванных законоположений следует, что повышение пенсии производятся не только лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Доводы пенсионного органа о заявительном характере перерасчета пенсии и наличии оснований для выплаты пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. "б" ст. 55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Вместе с тем, согласно ст. 58 Закона сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку обстоятельства для назначения Колесниковой Н.Д. пенсии по случаю потери кормильца с повышением, предусмотренным п. "г" ст.45 Закона, существовали на день назначения истцу пенсии, суд пришел к обоснованному выводу о том, что сумма пенсии в повышенном размере не была назначена и получена истцом своевременно по вине пенсионного органа. В данном случае у Колесниковой Н.Д. не было необходимости обращаться с заявлением о перерасчете пенсии, поскольку пенсия была ей установлена по ее заявлению от 18.04.2005.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии вины в действиях ответчика, в связи с чем, назначенная пенсия подлежит перерасчету с учетом ее повышения по п. "г" ст. 45 Закона с момента ее назначения.
Согласно абз. 3 ст. 51 Закона лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсии документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов. При этом Закон не содержит условия о дополнительном обращении за повышением пенсии и иным дополнительным выплатам к пенсиям, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Доводы жалобы о том, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов их семей возможна только при наличии у последних соответствующего удостоверения, основаны на неправильном толковании норм материального права и выводов суда первой инстанции не опровергают.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.