Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.
судей: Морозовой С.Б.,
Игнатьева В.П.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18.08.2015 гражданское дело
по исковому заявлению О. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 12.05.2015.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения истца О., его представителя Б., представителя ответчика Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга, с учетом уточнений требований просил признать незаконным решение ГУ-УПФ Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга от ( / / ) N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать Пенсионный фонд зачесть в общий трудовой стаж его работы, приобретенный до 01.01.2002 для целей конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал в соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды:
с ( / / ) по ( / / ) - обучение в Свердловском сельскохозяйственном институте;
с ( / / ) по ( / / ) - служба в вооруженных силах по призыву;
с ( / / ) по ( / / ) - служба в органах МВД;
с ( / / ) по ( / / ) работа в Кадниковском совхозе,
с ( / / ) по ( / / ) - работа в Свердловском заводе электроавтоматики,
с ( / / ) по ( / / ) - работа в Верх-Исетской районной общественной организации инвалидов войны Афганистана,
обязать ответчика зачесть в страховой стаж работу в Верх-Исетской районной общественной организации инвалидов войны Афганистана в период с ( / / ) по 10.11.2014. Расчетный размер трудовой пенсии определить по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", к размеру пенсии установить компенсационную выплату по Указу Президента Российской Федерации от 02.11.2000 N 1815. Пенсионный капитал до 01.01.2002 определить по формуле, указанной в п.1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Расчетный пенсионный капитал на дату установления трудовой пенсии рассчитать в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" путем сложения пенсионного капитала до 01.01.2002 и суммы страховых взносов с 01.01.2002 до 10.11.2014. Назначить в соответствии с нормами ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", п. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочно страховую часть трудовой пенсии по старости с 10.11.2014.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 12.05.2015 заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
На решение суда истцом подана апелляционная жалоба, в обоснование которой указано, что оценка пенсионных прав дана при неправильном применении норм материального права, приведены доводы, явившиеся основанием обращения в суд.
На апелляционную жалобу истца ГУ-УПФ Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга подано возражение, содержащее указание на ошибочность толкования истцом пенсионного законодательства, обоснованность постановленного по делу решения суда.
В заседании апелляционной инстанции истец О., его представитель Б. поддержали доводы апелляционной жалобы, дав по ним объяснения, явившиеся обоснованием исковых требований, просили об ее удовлетворении.
Представитель ГУ-УПФ Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга возражала против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, О. с ( / / ) является получателем пенсии по линии МВД РФ по инвалидности 2 группы в связи с травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей (военная травма). Указанная пенсия назначена ему в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
( / / ) О. обратился в ГУ-УПФ Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости.
Согласно решению ГУ-УПФ Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга от ( / / ) N страховой стаж истца составил 19 лет 05 месяцев 29 дней, при этом в указанный стаж были включены периоды работы:
с ( / / ) по ( / / ) в Кадниковском совхозе,
с ( / / ) по ( / / ) - в Свердловском заводе электроавтоматики,
с ( / / ) по ( / / ) - в Верх-Исетской районной общественной организации инвалидов войны Афганистана.
с ( / / ) по ( / / ) - в Верх-Исетской районной общественной организации инвалидов войны Афганистана.
Периоды с ( / / ) по ( / / ) - обучение в Свердловском сельскохозяйственном институте, с ( / / ) по ( / / ) - служба в Советской Армии, с ( / / ) по ( / / ) служба в органах МВД в страховой стаж включены не были.
Полагая, что в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" приобрел право на одновременное получение двух видов пенсии по инвалидности и за выслугу лет, в чем ему было отказано указанным выше решением пенсионного фонда, истец обратился в суд.
Предметом судебной оценки при рассмотрении требований истца являлось решение ГУ-УПФ Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга об отказе в досрочном назначении страховой части трудовой пенсии по старости.
По заявленным основаниям, истец не был согласен с оценкой пенсионных прав, которые имелись у него на момент назначения пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" из числа лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Истец полагает, что действующее на ( / / ) пенсионное законодательство, при определении общего трудового стажа содержало иные критерии оценки пенсионных прав, которые позволяли включать спорные периоды в необходимый стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Изменение законодательства не может повлечь уменьшение имеющихся прав, что соответствует положениям Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 N2-П. В свою очередь действия пенсионного органа при оценке пенсионных прав истца противоречат принципам, изложенным в указанном выше Постановлении.
Судебная коллегия полагает, что доводы истца в указанной части основаны на неверном толковании норм материального права.
Установлено, что истец, являясь сотрудником органов внутренних дел, приобрел право на получении пенсии в соответствие со ст. 5 Закона Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (в редакции от 27.12.1995).
Статья 6 указанного Закона содержала императивное положение, касающееся возможности выбора только одного вида пенсии (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР").
Закон Российской Федерации N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.1997) содержал положения (статья 5), согласно которым право на получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (статья 41 Закона), участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсии по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности;
Статья 41 Закона определяла понятие инвалидности вследствие военной травмы как инвалидность граждан, проходивших военную службу, в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков, считается наступившей вследствие военной травмы, если она является следствием ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте.
Истцу по основаниям статьи 5, 41 Закона Российской Федерации N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия не назначалась.
Соответственно последующее изменение законодательства, в т.ч. изменяющее условия назначения двух видов пенсий не повлекло для истца ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, существовавшее на момент назначения пенсии 01.08.1997.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и если они имеют страховой стаж не менее 25 лет. Периоды службы О. (как по призыву, так и в органах внутренних дел) уже были учтены при назначении ему пенсии по инвалидности. Подп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Согласно абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Как предусмотрено п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 11) не предусматривает возможности включения периода учебы в страховой стаж, то есть в учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Соответственно период обучения истца с ( / / ) по ( / / ) в Свердловском сельскохозяйственном институте не может быть включен в страховой стаж.
Отмена законодателем льготного (кратного) исчисления общего трудового стажа и исключение из него некоторые периодов общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, в данном случае не привела к ухудшению пенсионных прав истца, поскольку ранее действующее законодательство в т.ч. на ( / / ) не предоставляло истцу право на назначение двух пенсий.
Другие спорные периоды, как следует из оспариваемого решения пенсионного фонда, были включены в страховой стаж. Однако требуемый страховой стаж не менее 25 лет отсутствует (пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Несогласие истца относительно толкования п.п. 3, 4 ст. 30 Закона Российской Федерации N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правового значения не имеет, поскольку возможность реализация указанных положений производна от возникновения самого права, которое у истца по заявленным им основаниям не возникло.
Иные доводы, касающиеся обращений в органы пенсионного фонда, положений Правил и Регламента на которые ссылается истец, не могут повлиять на существо решения суда первой инстанции, так как действия пенсионного фонда по обращению истца не повлекли нарушений в оценке пенсионных прав истца.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 12.05.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: Морозова С.Б.,
Игнатьев В.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.