Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.
судей: Морозовой С.Б.,
Игнатьева В.П.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13.08.2015 гражданское дело
по исковому заявлению К. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области об установлении факта получения минимального размера оплаты труда, перерасчете пенсии
по апелляционной жалобе истца на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 01.06.2015.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения истца К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области, просил установить минимальный размер заработной платы с учетом районного коэффициента в г. Ноябрьске - 1,8 за период работы в ЗАО " ... " в период с ( / / ) по ( / / ), произвести перерасчет пенсии с 01.01.2015.
Указывая на то, что является получателем досрочной трудовой пенсии, назначенной по льготным основаниям на основании Списка N 1, вместе с тем в период с ( / / ) по ( / / ) работал в районах Крайнего Севера в ЗАО " ... ", К. полагал, что имеет право на установление повышенного отношения заработков в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако решением ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области от ( / / ) в перерасчете пенсии ему было отказано. Причиной отказа послужило отсутствие сведений о заработной плате за период работы в районах Крайнего Севера. Представить такие сведения у К. возможности не имеется ввиду того, что с 2000 года ЗАО " ... " финансово-хозяйственную деятельность не ведет, по результатам конкурсного производства ликвидировано, в этой связи в целях установления повышенной пенсии по пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", истец просил суд установить факт получения им за указанный период минимального размера оплаты труда, и на основании сведений о заработной плате возложить на ответчика обязанность по перерасчету пенсии.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 01.06.2015 заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
На решение суда истцом подана апелляционная жалоба, из содержания которой следует, что судом не дано должной оценки тому обстоятельству, что ответчик признает факт его работы в ЗАО " ... ", поэтому у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении факта получения в период работы в данной организации заработной платы, и в удовлетворении последующего искового требования о перерасчете трудовой пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В возражении, поданном представителем ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области, приведены доводы о законности оспариваемого постановления суда, несостоятельности апелляционной жалобы истца.
В судебном заседании истцом К. поддержаны доводы апелляционной жалобы, заявлена просьба об ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3, либо в порядке, установленном пунктом 4, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
При определении расчетного размера трудовой пенсии в порядке, предусмотренном пункте 3 статьи 30 приведенного выше Закона, одной из составляющих расчетного размера трудовой пенсии является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), учитываемое в размере не свыше 1,2.
В соответствии с положениями данного пункта право на отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1.4, 1.7, 1,9) независимо от места жительства за пределами районов Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностей (МПКС) предоставлено мужчинам по достижению возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали в РКС не менее 15 календарных лет, либо не менее 20 календарных лет в МПКС и имеют страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
При этом в соответствии с положениями пункта 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ учет в повышенном размере отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абз.7 данного пункта (за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002), включающие периоды работы в РКС и (или) МПКС.
Повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том РКС и МПКС, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца.
При исчислении 15 и 20 календарных лет Крайнего Севера и приравненных к ним местностях допускается суммирование стажа в названных районах и местностях с периодами работы по Списку N 1 (п.п. 1 п. 1 ст. ст. 27 Закона).
Для применения повышенного отношения заработков требования к северному и страховому стажу должны быть соблюдены на 01.01.2002.
При рассмотрении дела судом установлено, что период работы К. с ( / / ) по ( / / ) в ЗАО " ... " был принят ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области к зачету как стаж работы в РКС, однако, поскольку по сведениям пенсионного фонда у истца за этот период заработная плата отсутствовала, а истцом не было представлено допустимых доказательств того, что в период его работы в г. Ноябрьске ХМАО к заработной плате применялся районный коэффициент 1,8, ему было отказано в удовлетворении заявления о перерасчете пенсии в повышенном размере.
Таких доказательств вопреки ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации К. не было представлено и суду, вместе с тем и по ходатайству истца суд запрашивал сведения о его заработной плате в ЗАО " ... ". Из сообщения МИФНС Российской Федерации N 6 по ХМАО следует, что сведения на К. в базе данных инспекции отсутствуют. Из ответа ОАО " ... " следует, что в электронной базе данных Западно-Сибирского Банка ОАО " ... " счета не обнаружены.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции, придя к обоснованному выводу о том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены только на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка конкретного работника, не нашел оснований для установления факта получения истцом заработной платы в определенном размере исходя из размера минимального заработка, и в связи с отсутствием сведений о заработке истца обоснованно отказал в возложении на ответчика обязанности по перерасчету размера его пенсии.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 2 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Как следует из разъяснений Министерства труда социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данных в Письме от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ, ЛЧ-06-27/9704 по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случае утраты архивных данных о заработной плате в результате чрезвычайных ситуаций органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут принять комиссионное решение об исчислении пенсии по документам, косвенно подтверждающим фактический заработок работника. К таким документам могут быть отнесены карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных документов об оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Изложенное подтверждается правовой позицией, выраженной в подпункте 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", где указано, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Таким образом, судебная коллегия, вопреки доводам жалобы, не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
В этой связи требование К. об установлении факта получения им заработной платы исходя из размера минимального заработка, не было удовлетворено судом, поскольку оно противоречит принципу обязательного подтверждения индивидуального характера заработка работника. Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению.
Фактически заявитель, устанавливая юридический факт, имеющий юридическое значение, указывает на сам факт получения заработной платы. В данном случае юридическое значение имеют факты, определяющие индивидуальный размер заработка истца, но не факт получения заработной платы как таковой в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда. При этом истец прямо указывает, что получал заработную плату превышающую МРОТ.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение является законным и обоснованным, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 01.06.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: Морозова С.Б.,
Игнатьев В.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.