Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Плотниковой Е.И., судей Лоскутовой Н.С. и Старовойтова Р.В.,
при секретаре Костылевой Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 20.08.2015 гражданское дело
по иску Дегтяревой Т.В. к Акционерному обществу "Банк Русский Стандарт" о возложении обязанности по предоставлению документов,
по апелляционной жалобе истца Дегтяревой Т.В. на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от ( / / )
Заслушав доклад судьи Лоскутовой Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дегтярева Т.В. обратилась в суд к АО "Банк Русский Стандарт" с вышеуказанным иском.
В обоснование исковых требований указала, что между АО "Банк Русский Стандарт" и Дегтяревой Т.В. был заключен кредитный договор, по условиям которого АО "Банк Русский Стандарт" предоставило Дегтяревой Т.В. кредит, а Дегтярева Т.В. обязалась возвратить кредит и уплатить проценты за пользование кредитом в порядке и в сроки, установленные кредитным договором.
( / / ) Дегтярева Т.В. направила в адрес АО "Банк Русский Стандарт" претензию об истребовании копий документов по кредитному делу: копии кредитного договора, копии приложения к кредитному договору, копии графика платежей и копии расширенной выписки по лицевому счету за весь период исполнения договора, которая оставлена Банком без исполнения.
Считая, что действия АО "Банк Русский Стандарт" противоречат ст.10 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", нарушают права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, Дегтярева Т.В. просила суд обязать Банк предоставить истребованные документы.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от ( / / ) в удовлетворении исковых требований Дегтяревой Т.В. было отказано.
В апелляционной жалобе истец Дегтярева Т.В. просит решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от ( / / ) отменить ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Дегтяревой Т.В.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания в порядке ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посредством направления почтового извещения, телефонограммы и размещения информации на сайте Свердловского областного суда, что подтверждается представленными в материалах дела сведениями, при этом об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, от истца вместе с апелляционной жалобой поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, поэтому судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с требованиями ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
По смыслу абз. 4 п.2 ст.10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 потребитель имеет право знать о размере своей задолженности перед банком, сумме уплаченных процентов, предстоящих платежах с раздельным указанием суммы процентов, подлежащих уплате и оставшейся суммы кредита.
В то же время обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В соответствии с частями 1 и 4 ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Из приведенных правовых норм следует, что истребованная истцом информация о движении денежных средств по счету отнесена к банковской тайне.
Для соблюдения и защиты прав клиентов, гарантии тайны банковского счета, вклада, операций по счету и сведений о клиенте действующее законодательство определяет объем предоставляемой информации и устанавливает круг лиц, которым кредитные организации и банки могут предоставлять информацию по счетам и вкладам физических лиц, а также предусматривает ответственность за разглашение банком (то есть передачу иным лицам) указанной информации, составляющей в силу ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банковскую тайну.
Предоставление информации отнесенной к банковской тайне происходит на основании надлежаще оформленного клиентом или его представителем заявления, содержащего обязательные реквизиты, либо личного обращения клиента (его представителя) в отделение банка с документом, удостоверяющим личность.
Соблюдение предусмотренной законом процедуры проверки обращения о выдаче соответствующих документов, позволяющей идентифицировать заявителя, является необходимым условием обеспечения сохранности и гарантии банковской тайны. Банк в целях защиты банковской тайны обязан проверить и идентифицировать поданные в банк заявления.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что между АО "Банк Русский Стандарт" и Дегтяревой Т.В. был заключен кредитный договор, по условиям которого АО "Банк Русский Стандарт" предоставило Дегтяревой Т.В. кредит, а Дегтярева Т.В. обязалась возвратить кредит и уплатить проценты за пользование кредитом в порядке и в сроки, установленные кредитным договором.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В материалах дела представлена претензия Дегтяревой Т.В., датированная ( / / ), об истребовании копий документов по кредитному делу.
В качестве доказательств направления данной претензии в адрес ответчика, представлены копия почтового реестра от ( / / ) отделения "Почта России - Казань".
Однако содержание представленных документов не позволяет установить факт вручения претензии ответчику АО "Банк Русский Стандарт".
Иных доказательств вручения указанной претензии ответчику АО "Банк Русский Стандарт" в материалах дела не имеется.
Кроме того Банк вправе отказать клиенту в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, если запрос направлен посредством почтового отправления и у банка отсутствует возможность идентификации клиента, поскольку порядок истребования документов, составляющих банковскую тайну, предполагает необходимость удостоверить личность заявителя, настаивающего на выдаче соответствующих документов.
Представленная в материалах дела претензия Дектяревой Т.В. сведений, позволяющих идентифицировать ее личность, не содержит.
Иных доказательств, подтверждающих соблюдение заявителем порядка обращения в Банк за истребованием документов, составляющих банковскую тайну, в том числе направления в Банк сведений, требуемых для идентификации и изучения Клиента, личного обращения Клиента в банк за предоставлением соответствующих документов, отказа Банка в предоставлении этих документов Клиенту, равно как и доказательств совершения Банком иных действий, нарушающих права заемщика на получение информации, материалами дела не представлено.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Банк в рассматриваемой ситуации обязанности по передаче истцу указанных ею в исковом заявлении документов ввиду отсутствия спора о праве, что не лишает последнюю права получить истребуемые документы в Банке путем личного обращения или направления запроса установленной формы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от ( / / ) оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Плотникова Е.И.
Судьи
Лоскутова Н.С.
Старовойтов Р.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.