Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на постановление судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 2 июля 2015 года, вынесенное в отношении Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
на праве оперативного управления Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству принадлежит часть здания площадью 730,0 кв.м, являющегося объектом культурного наследия, расположенное по адресу: "адрес". Управлением 21 апреля 2010 года оформлено охранное обязательство N по недвижимому памятнику истории и культуры.
На основании приказа заместителя директора Департамента культуры Приморского края ФИО8 от 24 марта 2015 года N в отношении Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству 27 марта 2015 года была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой ведущим консультантом отдела по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия регионального значения Департамента культуры Приморского края ФИО9 29 апреля 2015 года в отношении указанного юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 2 июля 2015 года Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе на судебное постановление исполняющий обязанности руководителя Управления просит его отменить, ссылаясь на существенные нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при разрешении данного дела, прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Приморского территориального управления Росрыболовства Смятских В.В., ведущего консультанта нормативно-правового отдела департамента культуры Приморского края Воробьевой И.В. нахожу постановление судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 2 июля 2015 года законным и обоснованным в силу следующего.
За нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Объективная сторона вышеназванного административного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации".
Государственная охрана объектов культурного наследия представляет собой систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учёт, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия (статья 6 указанного Федерального закона).
Государственной охране подлежат включённые в реестр выявленные объекты культурного наследия. Целью государственной охраны является, в том числе, предотвращение повреждения, разрушения или уничтожения объекта культурного наследия (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Материалами дела установлено, что осуществляя функции по государственной охране объекта культурного наследия регионального значения " ... ", расположенного по адресу: "адрес", должностные лица департамента культуры Приморского края выявили, что с момента получения - 21 апреля 2010 года - охранного обязательства владельцем здания не проведен текущий/капитальный ремонт его фасадов, памятник не содержится в надлежащем техническом состоянии, не произведены ремонтно-реставрационные и другие работы.
Установив, что указанный объект недвижимого имущества на праве оперативного управления принадлежит Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, которому и было выдано охранное обязательство, данное юридическое лицо было признано субъектом административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Соглашаясь с выводами должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении и, привлекая управление к административной ответственности по указанной норме Кодекса, судья районного суда верно указал, что ответственность названного юридического лица за неисполнение требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия прямо предусмотрена пунктом 11 статьи 47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации".
Состоявшийся вывод следует признать правильным.
Положения пункта 11 статьи 47.6 названного закона предусматривают, что в случае, если объект культурного наследия предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Приморское территориальное управления Росрыболовства является учреждением, получившим охранное свидетельство на использование памятника культуры, владеющего им на праве оперативного управления, следовательно, именно оно обязано выполнять требования охранного обязательства.
Согласно охранному обязательству N от 21 апреля 2010 года владелец обязан обеспечивать режим содержания памятника, а также своевременно проводить текущий, капитальный ремонт памятника и благоустроительные работы, ремонтно-реставрационные работы (пункт 2 обязательства), содержать памятник и всё связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке (пункт4), производить все ремонтно-реставрационные работы по памятнику и его территории за свой счёт и своими материалами по предварительному разрешению госоргана (пункт 13).
Факт неисполнения указанных требований охранного обязательства и как следствие, совершения Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается: протоколом по делу N от 29 апреля 2015 года, приказом заместителя директора Департамента культуры Приморского края N от 24 марта 2015 года о проведении плановой проверки юридического лица, актом проверки органом государственного контроля юридического лица N от 31 марта 2015 года с приложенной к нему фототаблицей, предписанием заместителя директора Департамента культуры Приморского края N от 31 марта 2015 года, решением Исполнительного комитета Приморского краевого совета народных депутатов N от 23 февраля 1990 года, перечнем памятников истории и культуры Приморского края, подлежащих государственной охране, как памятники краевого значения, свидетельством о государственной регистрации права Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на оперативное управление памятником истории и культуры, расположенным по адресу: "адрес".
Указанные доказательства были оценены судьёй по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в своей совокупности обоснованно привели к выводу, что Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, будучи законным владельцем памятника культуры регионального значения имело возможность исполнить требования охранного обязательства, но не приняло всех зависящие от него меры по его соблюдению.
При этом судьёй правильно отмечено, что представленные юридическим лицом в обоснование своей невиновности письма в адрес должностных лиц с просьбой выделить денежные средства для ремонта здания, нельзя признать достаточными мерами.
Вступая в соответствующие правоотношения, и беря на себя обязательства по надлежащему содержанию памятника культуры, управление должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в соблюдении требований законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
То обстоятельство, что управление является владельцем лишь части здания, остальные участники долевого владения не привлечены к ответственности и на них не возложена обязанность по ремонту фасада и помещений памятника культуры, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку названные обстоятельства не снимают с владельца охранного свидетельства обязанность надлежаще содержать памятник культуры.
Постановление о привлечении Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции статьи.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
постановление судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 2 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.