Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. заведующей муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" ФИО6 на решение судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 2 июня 2015 года, вынесенное в отношении МДОБУ "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Лесозаводского городского округа по пожарному надзору ФИО7 от 1 апреля 2015 года N 93 МДОБУ "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" признано виновным по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 77 000 рублей.
Решением судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 2 июня 2015 года, вынесенным по жалобе заведующей муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" ФИО8, обжалуемое постановление изменено, из постановления исключено указание на признание учреждения виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также в нарушении требований пожарной безопасности к системам пожарной сигнализации. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
И.о. заведующей муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" ФИО6 подана жалоба на решение судьи, в которой ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи как незаконных, не соответствующих обстоятельствам дела.
В судебное заседание законный представитель и (или) защитник муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа", инспектор ОНД Лесозаводского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Приморскому краю не прибыли, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили, в связи с чем, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица и решения судьи.
За нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в силу части 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц влечёт наложение административного наказания в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 27 марта 2015 года государственным инспектором Лесозаводского городского округа по пожарному надзору была проведена проверка МДОБУ "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" на предмет соблюдения им требований правил пожарной безопасности. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: отсутствуют исправные источники наружного противопожарного водоснабжения; пожарные шкафы (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4) в здании детского сада выполнены из горючих материалов и не имеют элементов для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении; на первом этаже здания детского сада возле первой младшей группы, возле подготовительной группы, на втором этаже здания детского сада возле музыкального зала, возле второй младшей группы, возле кабинета учителя логопеда отсутствуют двери лестничной клетки с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах, ведущие в общий коридор и препятствующие распространению опасных факторов пожара; отсутствует дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
Квалифицируя допущенные детским учреждением нарушения по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный орган исходил из доказанности факта выявленных нарушений и вины дошкольного образовательного учреждения в их допущении.
Судья, не согласившись с некоторыми выводами должностного лица административного органа, пришёл к обоснованному выводу о недоказанности вины МДОБУ "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" в нарушении пункта 55 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 (отсутствие исправных источников наружного противопожарного водоснабжения) и статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (отсутствие дублирования сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта).
Данный вывод судьёй сделан на основании положений части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о том, что юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Признав, что у детского образовательного учреждения в силу установленного порядка финансирования отсутствовала возможность не допускать нарушений пожарной безопасности в отношении источников наружного противопожарного водоснабжения и пожарной сигнализации учреждения, судья сделал верный вывод об исключении из постановления по делу указаний об этих нарушениях.
Исключение из постановления выводов относительно источника противопожарного водоснабжения повлекло за собой исключение из постановления выводов о совершении юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что также является верным.
Обоснованными являются и иные выводы судьи о наличии по делу доказательств, подтверждающих вину МДОБУ "Детский сад N 7 Лесозаводского городского округа" в нарушении пункта 57 Правил противопожарного режима в РФ и подпункта "д" пункта 23 указанных Правил, пункта 6.18 СНиП 21-01-97.
В силу пункта 57 Правил противопожарного режима в РФ пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
Подпункт "д" пункта 23 Правил запрещает снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (пункт 6.18 СНиП 21-01-97).
Исследованные судьёй доказательства в своей совокупности, оценённые по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждают, что в здании детского дошкольного образовательного учреждения четыре шкафа выполнены из горючих материалов и не имеют элементов для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении, отсутствуют четыре двери лестничной клетки с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах, ведущие в общий коридор и препятствующие распространению опасных факторов пожара.
Установив наличие указанных нарушений и реальную возможность юридического лица при должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, их устранить, судья пришёл к обоснованному выводу о правомерном привлечении МДОБУ "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" к ответственности по частям 3 и 4 ( в части пожарной сигнализации) статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правонарушение квалифицировано верно, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание назначено с соблюдением требований части 2 статьи 4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции статьи, предусматривающей более строгое наказание.
Довод жалобы о том, что в постановлении не указаны виновные действия юридического лица ошибочен, опровергается материалами дела, из которых очевидно, в чём состоит вина детского дошкольного учреждения, какие правила пожарной безопасности им нарушены и какой квалификации эти действия (бездействие) подлежат.
Порядок финансирования МДОБУ "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" из бюджета муниципального образования - Лесозаводского городского округа не освобождает учреждение от его обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности.
Судьёй при должной оценке указанного довода сделан правильный вывод, что для устранения вменённых в вину нарушений правил пожарной безопасности не требовались существенные денежные средства, и муниципальное учреждение имело возможность их устранить собственными силами. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих учреждению выполнить установленные законом обязанности, в материалы дела не представлено.
Нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, указывающих на недопустимость доказательств, и которые могли бы повлечь отмену постановлений должностного лица и судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
решение судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 2 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу и.о. заведующей муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 7 Лесозаводского городского округа" ФИО6 - без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.