Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кубатовой О.А., Кудриной Я.Г.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Грудницкой Л.И. об оспаривании распоряжения главы администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края по апелляционным жалобам Грудницкой Л.И. и администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на решение Хасанского районного суда Приморского края от 15 мая 2015 года, которым заявление удовлетворено частично, распоряжение главы администрации Зарубинского городского поселения от 19 декабря 2014 года N N "Об отмене распоряжения главы администрации Зарубинского городского поселения от 21 ноября 2014 года N N "Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения" признано незаконным.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения заявителя Грудницкой Л.И. и представителя администрации Зарубинского городского поселения Дубровина Д.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грудницкая Л.И. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что распоряжением главы администрации Зарубинского городского поселения от 24 ноября 2014 года N N был объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы - заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения. Прием документов на конкурс осуществлялся с 29 ноября 2014 года по 18 декабря 2014 года. Согласно пункту 2 распоряжения проведение конкурса было назначено на 19 декабря 2014 года в 15 часов. Информация о проведении конкурса была размещена на официальном сайте Зарубинского городского поселения и опубликована в средствах массовой информации.
Решением Муниципального комитета Зарубинского городского поселения от 25 марта 2009 года N 175 принят нормативно-правовой акт "О порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Зарубинского городского поселения", пунктом 4.1 которого определен исчерпывающий перечень предоставляемых для участия в конкурсе документов. 18 декабря 2014 года ею подано заявление с документами, необходимыми для участия в конкурсе. На заседании комиссии рассматривались три кандидатуры, по результатам конкурса она признана победителем, но официальных документов о результатах конкурса не получала. 31 декабря 2014 года на официальном сайте администрации Зарубинского городского поселения было размещено распоряжение главы Зарубинского городского поселения от 19 декабря 2014 года N 122 "Об отмене распоряжения главы администрации Зарубинского городского поселения от 24 ноября 2014 года N 85 "Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения". 6 января 2015 года она получила уведомление от 31 декабря 2014 года N 1184, в котором сообщалось, что председателем комиссии по итогам конкурса обнаружены нарушения конкурсной документации, в связи с чем конкурс отменен.
Считая, что распоряжение главы администрации Зарубинского городского поселения от 19 декабря 2014 года N N "Об отмене распоряжения главы администрации Зарубинского городского поселения от 21 ноября 2014 года N 85 "Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения" не соответствует действующему законодательству и создает ей препятствия для поступления на муниципальную службу, заявитель просила признать данное распоряжение незаконным, обязать главу администрации Зарубинского городского поселения отменить указанное распоряжение и принять распоряжение о приеме ее на работу по результатам конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения.
В судебном заседании заявитель Грудницкая Л.И. и ее представитель Кадыров Э.И. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации Зарубинского городского поселения Даминов Р.Ф. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что распоряжение от 21 ноября 2014 года N N "Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения" не предусматривало время, в течение которого должна быть осуществлена проверка документов, представленных кандидатами, которая является обязательной в соответствии с пунктом 12 Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 года N 112.
Судом постановлено указанное решение, об изменении которого посредством возложения на главу администрации Зарубинского городского поселения обязанности издать распоряжение о приеме Грудницкой Л.И. на работу по результатам конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения просит в апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неполное устранение судебным актом допущенного администрацией Зарубинского городского поселения нарушения ее прав.
В апелляционной жалобе администрации Зарубинского городского поселения ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части признания незаконным распоряжения главы администрации Зарубинского городского поселения от 19 декабря 2014 года N N "Об отмене распоряжения главы администрации Зарубинского городского поселения N N от 24 ноября 2014 года "Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения" в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Оспариваемым распоряжением главы администрации Зарубинского городского поселения от 19 декабря 2014 года N N отменено распоряжение главы администрации Зарубинского городского поселения от 21 ноября 2014 года N N "Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения". Заявитель Грудницкая Л.И. принимала участие в конкурсе и согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 19 декабря 2014 года признана его победителем.
Признавая оспариваемое распоряжение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 4.4 Порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Зарубинского городского поселения, утвержденного решением Муниципального комитета Зарубинского городского поселения от 25 марта 2009 года N 175, представленные гражданином документы подлежат проверке в соответствии с действующим законодательством в течение не более 15 дней с момента окончания приема конкурсной комиссией документов на участие в конкурсе. Поэтому неуказание в оспариваемом распоряжении об объявлении конкурса срока, в течение которого должна быть осуществлена проверка представленных кандидатами документов, не свидетельствует о его незаконности. Необходимость проведения проверки документов кандидатов не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия указания на это в решении о проведении конкурса.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами, являются одной из основных мер по профилактики коррупции.
Порядок поступления граждан на муниципальную службу регулируется статьей 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Согласно части 4 указанной нормы сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке.
Установление в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, является основанием для отказа гражданину в поступлении на муниципальную службу.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы (часть 1).
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования (часть 2).
Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы (часть 3).
С учетом требований статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" решением Муниципального комитета Зарубинского городского поселения от 25 марта 2009 года N 175 утвержден Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Зарубинского городского поселения (далее - Порядок).
В соответствии с установленным Порядком для участия в конкурсе гражданин обязан представить документы, указанные в пункте 4.1. Срок представления документов составляет 20 дней со дня опубликования информации о проведении конкурса в средствах массовой информации (пункт 4.2). Представленные гражданином документы подлежат проверке в соответствии с действующим законодательством в течение не более 15 дней с момента окончания приема конкурсной комиссией документов на участие в конкурсе (пункт 4.4).
Распоряжением главы администрации Зарубинского городского поселения от 24 ноября 2014 года N N был объявлен конкурс на замещение вакантной должности заместителя главы администрации с 29 ноября 2014 года. Проведение конкурса назначено на 19 декабря 2014 года в 15 часов в кабинете N 1 администрации Зарубинского городского поселения.
Из данного распоряжения, а также информации, размещенной в сети Интернет на сайте администрации Зарубинского городского поселения (л.д. 113-114), следует, что проведение конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения было назначено на следующий день - 19 декабря 2014 года после окончания установленного 20-дневного срока приема документов без проведения их проверки.
Таким образом, распоряжением главы администрации Зарубинского городского поселения от 24 ноября 2014 года N N нарушен порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, установленный законом и муниципальным правовым актом. Проведение конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы без проведения проверки представленных кандидатами документов является нарушением установленных принципов противодействия коррупции и может влечь поступление на муниципальную службу гражданина при наличии обстоятельств, препятствующих его принятию на муниципальную службу.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 указанного Федерального закона, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.
Поскольку в результате принятия главой администрации Зарубинского городского поселения распоряжения от 24 ноября 2014 года N 85 "Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности заместителя главы администрации Зарубинского городского поселения" нарушена процедура проведения соответствующего конкурса, оспариваемое распоряжение главы администрации Зарубинского городского поселения от 19 декабря 2014 года N 122, которым отменено распоряжение от 21 ноября 2014 года N 85, является законным и обоснованным.
Кроме того, судом не учтено, что целью оспаривания Грудницкой Л.И. распоряжения главы администрации Зарубинского городского поселения от 19 декабря 2014 года N 122 является возложение на главу администрации обязанности принятия распоряжения о приеме заявителя на работу по результатам проведенного конкурса, что свидетельствует о наличии индивидуального трудового спора (часть 2 статьи 381 ТК РФ), который подлежит разрешению в исковом порядке.
При таких обстоятельствах в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Грудницкой Л.И.
Руководствуясь статьями 328, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 15 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Грудницкой Лилии Ивановны отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.