Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Наконечной Е.В.,
судей: Мельниковой О.Г., Бизякиной Н.П.,
при секретаре Ким Л.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Михайловского района в защиту неопределенного круга лиц к МБОУ "СОШ N 1 п. Новошахтинский" Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, а также установке периметрального ограждения территории образовательного учреждения, к администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности произвести финансирование указанных мероприятий
по апелляционной жалобе представителя администрации Михайловского муниципального района - Чеботкова А.И.
на решение Михайловского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования прокурора Михайловского района удовлетворены; на МБОУ "СОШ N1 п. Новошахтинский" Михайловского муниципального района Приморского края возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить в зданиях образовательного учреждения систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, предусматривающую передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения; на администрацию Михайловского муниципального района возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по установке в зданиях МБОУ "СОШ N1 п. Новошахтинский" Михайловского муниципального района системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, установке периметрального ограждения территории школы.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Дорожкиной В.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Михайловского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с названным иском, указав, что в ходе проведенной им в МБОУ "СОШ N 1 п. Новошахтинский" Михайловского муниципального района проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования выявлены нарушения, выразившиеся в том, что территория участка школы имеет частичное периметральное ограждение, отсутствует система видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны ОВД. Указанные нарушения обеспечивают беспрепятственный доступ посторонних лиц на территорию школы и возможность совершения ими противоправных действий, что создает угрозу жизни и здоровью учащихся, а также работников, находящихся в образовательном учреждении. В своих исковых требованиях
прокурор просил суд (с учетом уточнений) возложить обязанность: на МБОУ "СОШ N 1 п. Новошахтинский" Михайловского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить в зданиях образовательного учреждения систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения; на администрацию Михайловского муниципального района произвести в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу финансирование мероприятий по установке периметрального ограждения территории школы, установке в зданиях образовательного учреждения системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель МБОУ "COШ N1 п. Новошахтинский" Кухтинов Н.В. с иском не согласился, сославшись на отсутствие денежных средств для установки системы видеонаблюдения и периметрального ограждения, а также на отсутствие возможности установить систему охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в ОВД. Просил установить срок для исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации Михайловского муниципального района Приморского края Коконова А.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на отсутствие нормативно-правового акта, который бы обязывал администрацию района выделить денежные средства на систему видеонаблюдения. Заявок о финансировании установки систем видеонаблюдения и сигнализации в администрацию района от руководства школы не поступало, бюджет на 2015 год сформирован, в связи с чем осуществить монтаж системы видеонаблюдения, установить охранную сигнализацию в 2015 году не представляется возможным. Просила принять решение на усмотрение суда, в случае удовлетворениях исковых требований, установить разумный срок для исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Михайловского муниципального района Приморского края, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения исковых требований к администрации района. В обоснование жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились администрацией в возражениях на иск.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда не подлежит отмене.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В соответствии с п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. N189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Установив в судебном заседании, что здания МБОУ "COШ N1 п. Новошахтинский" не оснащены системой видеонаблюдения и системой охранной сигнализации, а территория школы имеет частичное периметральное ограждение, что ведет к нарушению прав учащихся и работников МБОУ "COШ N1 п. Новошахтинский" на обеспечение гарантированных государством безопасных условий во время образовательного процесса, защиты жизни и здоровья, суд, учитывая указанные выше нормы права, правильно пришел к выводу о необходимости возложения на МБОУ "COШ N1 п. Новошахтинский" обязанности по выполнению ограждения забором территории школы и установлению систем видеонаблюдения, охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, а на администрацию Михайловского муниципального района обязанности по обеспечению образовательного учреждения денежными средствами для выполнения данных работ.
Суд верно учел, что МБОУ "COШ N1 п. Новошахтинский",
является муниципальным учреждением, финансируемым администрацией Михайловского муниципального района, в связи с чем обоснованно возложил на администрацию района обязанность по выделению денежных средств МБОУ "COШ N1 п. Новошахтинский" для оборудования учреждение системами видеонаблюдения и охранной сигнализации, выполнения работ по ограждению забором территории школы.
6-месячный срок для исполнения решения суда определен судом с учетом характера допускаемого ответчиками нарушения и возможных последствий этого нарушения, является разумным и достаточным для исполнения решения. Возможность установления судом такого срока предусмотрена требованиями ст. 206 ГПК РФ.
Невозможность для администрации района по объективным причинам исполнить решение в установленный судом срок может служить основанием для обращения за отсрочкой исполнения (ст.203 ГПК РФ), но не свидетельствует о незаконности вынесенного судом решения.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Спор разрешён судом верно.
Основания для отмены решения по указанным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Михайловского муниципального района - Чеботкова А.И. без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.