Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего Шульга С.В.
судей Украинцевой С.Н., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Половове А.С.
с участием прокурора Ровенко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "СОШ с. Ляличи" Михайловского муниципального района о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, к администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности произвести финансирование указанных мероприятий по апелляционной жалобе представителя администрации Михайловского муниципального района на решение Михайловского районного суда Приморского края от 18 мая 2015 года, которым иск удовлетворен. На МБОУ "СОШ с. Ляличи" Михайловского муниципального района Приморского края возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, предусматривающую передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения. На администрацию Михайловского муниципального района возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МБОУ "СОШ с. Ляличи" Михайловского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., прокурора Ровенко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Михайловского района обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ "СОШ с. Ляличи" Михайловского муниципального района установлено, что школа не имеет системы видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны ОВД. Прокурор Михайловского района просил суд возложить на МБОУ "СОШ с. Ляличи" Михайловского муниципального района обязанность по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, и обязать администрацию Михайловского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МБОУ "СОШ с. Ляличи" Михайловского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района исковые требования уточнил, просил обязать ответчиков исполнить решение суда в течение 6 месяцев
Представитель МБОУ "СОШ с. Ляличи" Михайловского муниципального района иск не признал.
Представитель администрации Михайловского муниципального района иск также не признал, просил в случае удовлетворениях исковых требований установить разумный срок для исполнения решения суда - до 2017 года.
Судом поставлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель администрации Михайловского муниципального района Приморского края, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В суде апелляционной инстанции прокурор Ровенко В.В. возражала против доводов жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции ответчики, извещенные о времени и месте судебного заседания не явились. Представителем администрации Михайловского муниципального района Приморского края заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167, ч.1. ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Михайловского района была проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, по результатам которой установлено, что МБОУ "СОШ с. Ляличи" Михайловского муниципального района не имеет системы видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны ОВД.
Указанные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами по делу и не оспариваются сторонами.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Поскольку в образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, охранной сигнализации, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, денежные средства на их установку учреждению не выделены, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В пункте 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства-участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из Устава МБОУ "СОШ с. Ляличи" Михайловского муниципального района следует, что собственником и учредителем указанного образовательного учреждения является Михайловский муниципальный район, функции и полномочия учредителя собственника возложены на администрацию Михайловского муниципального района Приморского края.
В пункте 5 ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 41 Закона РФ от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" указано, что органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчики наделены правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции.
Судом правильно определены существенные для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, сделаны на анализе норм права и оценке всех представленных сторонами доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств и не могут служить основаниями к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 18 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.