Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей: Наконечной Е.В., Бичуковой И.Б.,
при секретаре Половове А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокуратура в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Экспресс Приморья" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя ОАО "Российские железные дороги" - Шлапак Е.В.
на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга удовлетворены; на ОАО "Российские железные дороги" возложена обязанность в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инвалидам, в том числе, инвалидам в креслах - колясках, и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения (маломобильным группам населения) беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Приморского края путем включения в составы формируемых электропоездов пригородного сообщения вагонов, отвечающих требованиям СП 2.5.1198-03. 2.5., ГОСТ Р 51090-97; ГОСТ Р 50955-96, а именно оборудованных: техническими подъемными устройствами для посадки/высадки инвалидов в креслах-колясках с низких и высоких платформ; отведенными местами для размещения инвалидов в креслах - колясках, оборудованными устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда, а также оборудованными горизонтальными поручнями на боковых стенах для размещения в салоне электропоезда инвалида в кресле - коляске, сигнальными устройствами "Выхожу на следующей остановке" с кнопками управления контактного типа и контрастной окраски и надписью "места для инвалидов" или соответствующей ей по смыслу пиктограммой; индивидуальными посадочными местами для инвалидов в креслах-колясках на местах для сидения с предусмотренными для них средствами крепления сложенных кресел-колясок, а также местами для сопровождающих инвалида в кресле - коляске лиц; средствами крепления индивидуальных средств вспоможения при передвижении инвалидов в местах индивидуальных посадочных мест; туалетом, специально оборудованным для пользования инвалидами в креслах-колясках; приборами и устройствами технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения инвалидов, а также ориентирующими и оповещающими (кнопки экстренного вызова) устройствами; на ОАО "Экспресс Приморья" возложена обязанность в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу при осуществлении на территории Приморского края пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения обеспечить перевозку инвалидов, в том числе инвалидов в креслах - колясках, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (маломобильных групп населения) в вагонах электропоездов, отвечающих требованиям СП 2.5.1198-03. 2.5., ГОСТ Р 51090-97; ГОСТ Р 50955-96, а именно оборудованных: техническими подъемными устройствами для посадки/высадки инвалидов в креслах-колясках с низких и высоких платформ; отведенными местами для размещения инвалидов в креслах-колясках, оборудованными устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда, а также оборудованными горизонтальными поручнями на боковых стенах для размещения в салоне электропоезда инвалида в кресле - коляске, сигнальными устройствами "Выхожу на следующей остановке" с кнопками управления контактного типа и контрастной окраски и надписью "места для инвалидов" или соответствующей ей по смыслу пиктограммой; индивидуальными посадочными местами для инвалидов в креслах - колясках на местах для сидения с предусмотренными для них средствами крепления сложенных кресел - колясок, а также местами для сопровождающих инвалида в кресле - коляске лиц; средствами крепления индивидуальных средств вспоможения при передвижении инвалидов в местах индивидуальных посадочных мест; туалетом, специально оборудованным для пользования инвалидами в креслах - колясках; приборами и устройствами технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения инвалидов, а также ориентирующими и оповещающими (кнопки экстренного вызова) устройствами.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Демидо Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя ОАО "Российские железные дороги" Иванова Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ОАО "Экспресс Приморья" Чефранова Д.В., полагавшего решение суда в отношении ОАО "Российские железные дороги" обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указав, что ответчики, являясь субъектами естественных монополий на транспорте участвуют в осуществлении пассажирских перевозок пригородного сообщения в Приморском крае. ОАО "РЖД" предоставляет подвижной состав, а ОАО "Экспресс Приморья" непосредственно осуществляет пассажирские перевозки. В соответствии с положениями ст.80 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, ГОСТ Р 51090-97; ГОСТ Р 50955-96 моторвагонный подвижной состав должен быть оборудован: техническими подъемными устройствами для посадки/высадки инвалидов в креслах - колясках с низких и высоких платформ; отведенными местами для размещения инвалидов в креслах-колясках, оборудованными устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда, а также оборудованными горизонтальными поручнями на боковых стенах для размещения в салоне электропоезда инвалида в кресле - коляске, сигнальными устройствами "Выхожу на следующей остановке" с кнопками управления контактного типа и контрастной окраски и надписью "места для инвалидов" или соответствующей ей по смыслу пиктограммой; индивидуальными посадочными местами для инвалидов в креслах-колясках на местах для сидения с предусмотренными для них средствами крепления сложенных кресел - колясок, а также местами для сопровождающих инвалида в кресле - коляске лиц; средствами крепления индивидуальных средств вспоможения при передвижении инвалидов в местах индивидуальных посадочных мест; туалетом, специально оборудованным для пользования инвалидами в креслах-колясках; приборами и устройствами технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения инвалидов, а также ориентирующими и оповещающими (кнопки экстренного вызова) устройствами. В действительности эти требования при осуществлении перевозок инвалидов, других маломобильных групп населения и сопровождающих их лиц в поездах пригородного сообщения на территории Приморского края не исполняются, в связи с чем существенно ущемляются права указанных лиц.
Подвижной состав пригородного сообщения в Приморском крае имеет значительный моральный и физический износ, эксплуатируется при отсутствии предусмотренных законом необходимых для инвалидов и маломобильных групп населения приспособлений, что не позволяет им быть полноценными пользователями услуг пригородного железнодорожного транспорта.
В своих исковых требованиях прокурор просил суд (с учетом уточнений) обязать:
- ОАО "Российские железные дороги" в течение одного года после вступления решения суда в законную силу обеспечить инвалидам, в том числе, инвалидам в креслах - колясках, и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения (маломобильным группам населения - МГН) беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Приморского края путем прицепки в составы формируемых электропоездов пригородного сообщения вагонов, отвечающих требованиям СП 2.5.1198-03. 2.5., ГОСТ Р 51090-97; ГОСТ Р 50955-96, а именно оборудованных: техническими подъемными устройствами для посадки/высадки инвалидов в креслах- колясках с низких и высоких платформ; отведенными местами для размещения инвалидов в креслах - колясках, оборудованными устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда, а также оборудованными горизонтальными поручнями на боковых стенах для размещения в салоне электропоезда инвалида в кресле - коляске, сигнальными устройствами "Выхожу на следующей остановке" с кнопками управления контактного типа и контрастной окраски и надписью "места для инвалидов" или соответствующей ей по смыслу пиктограммой; индивидуальными посадочными местами для инвалидов в креслах-колясках на местах для сидения с предусмотренными для них средствами крепления сложенных кресел - колясок, а также местами для сопровождающих инвалида в кресле - коляске лиц; средствами крепления индивидуальных средств вспоможения при передвижении инвалидов в местах индивидуальных посадочных мест; туалетом, специально оборудованным для пользования инвалидами в креслах-колясках; приборами и устройствами технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения инвалидов, а также ориентирующими и оповещающими (кнопки экстренного вызова) устройствами;
- ОАО "Экспресс Приморья" в течение одного года после вступления решения суда в законную силу обеспечить на территории Приморского края перевозку инвалидов, в том числе инвалидов в креслах - колясках, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (маломобильных групп населения) железнодорожным транспортом пригородного сообщения в вагонах электропоездов, отвечающих требованиям СП 2.5.1198-03. 2.5., ГОСТ Р 51090-97; ГОСТ Р 50955-96, а именно оборудованных: техническими подъемными устройствами для посадки/высадки инвалидов в креслах-колясках с низких и высоких платформ; отведенными местами для размещения инвалидов в креслах-колясках, оборудованными устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда, а также оборудованными горизонтальными поручнями на боковых стенах для размещения в салоне электропоезда инвалида в кресле - коляске, сигнальными устройствами "Выхожу на следующей остановке" с кнопками управления контактного типа и контрастной окраски и надписью "места для инвалидов" или соответствующей ей по смыслу пиктограммой; индивидуальными посадочными местами для инвалидов в креслах-колясках на местах для сидения с предусмотренными для них средствами крепления сложенных кресел - колясок, а также местами для сопровождающих инвалида в кресле - коляске лиц; средствами крепления индивидуальных средств вспоможения при передвижении инвалидов в местах индивидуальных посадочных мест; туалетом, специально оборудованным для пользования инвалидами в креслах-колясках; приборами и устройствами технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения инвалидов, а также ориентирующими и оповещающими (кнопки экстренного вызова) устройствами.
Представитель ОАО "РЖД" с исковыми требованиями не согласился, указав, что ОАО "РЖД" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку приведенные прокурором требования законодательства являются обязательными для всех юридических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок и осуществляющих транспортное обслуживание населения. ОАО "РЖД" не осуществляет транспортное обслуживание, а лишь предоставляет подвижной состав в аренду ОАО "Экспресс Приморья". Вагоны произведены до 2009 г., на момент производства вагонов раздел 6.9. главы VI "Санитарно-гигиенические требования и нормативы для моторвагонного подвижного состава" Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 не действовал. Действующим законодательством не предусмотрен механизм реализации Санитарных правил СП 2.5.1198-03 по отношению к уже существующим объектам, следовательно, нормы, устанавливающие требования по обеспечению проезда инвалидов могут применяться только при создании новых вагонов, выпускаемых после введения в действие вышеназванных требований. Оборудовать туалетами и вспомогательными посадочными устройствами старые вагоны, а также присоединить новый вагон к электропоезду со старыми вагонами технологически не представляется возможным. В случае удовлетворения требований прокурора ОАО "РЖД" во избежание наложения штрафных санкций за неисполнение решения суда будет вынуждено приостановить передачу в аренду ОАО "Экспресс-Приморья" вагонов, что приведет к остановке пригородных перевозок в Приморском крае. Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований является необоснованным. Заявляя о возможности закупки нового подвижного состава прокурор неправомерно вмешивается в хозяйственную деятельность ответчика.
Представитель ОАО "Экспресс Приморья" исковые требования не признал, указав, что ОАО "Экспресс Приморья" осуществляет пригородные пассажирские перевозки, используя на основании договора аренды железнодорожный подвижной состав ОАО "РЖД". Своих вагонов и соответствующей инфраструктуры не имеет. Надлежащее состояние вагонов должен обеспечивать арендодатель. Переданные в аренду пассажирские вагоны имеют дату постройки с 1967 по 2009 г., т.е. построены до введения в действие норм, устанавливающих основные требования по обеспечению проезда инвалидов и других маломобильных групп населения. Механизм реализации Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 по отношению к уже существующим объектам не предусмотрен. Указанные нормы должны применяться при создании новых объектов.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым частично не согласилось ОАО "РЖД", его представителем подана апелляционная жалоба. Как видно из доводов жалобы, решение оспаривается в части возложения обязанностей на ОАО "РЖД". В обоснование жалобы изложены доводы. аналогичные тем, которые приводились в возражениях на иск.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ОАО "Экспресс Приморья" (с учетом уточнений) просит оставить решение суда, принятое в отношении ОАО "РЖД", без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, отзыв на апелляционную жалобу, полагает, что решение суда не подлежит отмене.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
На основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением.
В силу ч.1 ст. 6 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Согласно ст.80 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На основании ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно п. 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013г. N 473, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами
В соответствии с п.1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях надлежащей организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003г. N 12 утверждены санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03.
Данные правила в соответствии с п.1.1. распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок, и в силу п.2.1 являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.
Параметры и условия доступности проезда в электропоездах пригородного назначения для инвалидов и МГН приведены в СП 2.5.1198-03, ГОСТ Р 50955-96 "Вагоны электропоездов. Технические требования для перевозки инвалидов", ГОСТ Р 51090-97 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов".
Согласно названным документам моторвагонный подвижной состав должен быть оборудован: техническими подъемными устройствами для посадки/высадки инвалидов в креслах-колясках с низких и высоких платформ; отведенными местами для размещения инвалидов в креслах-колясках, оборудованными устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда, а также оборудованными горизонтальными поручнями на боковых стенах для размещения в салоне электропоезда инвалида в кресле - коляске, сигнальными устройствами "Выхожу на следующей остановке" с кнопками управления контактного типа и контрастной окраски и надписью "места для инвалидов" или соответствующей ей по смыслу пиктограммой; индивидуальными посадочными местами для инвалидов в креслах-колясках на местах для сидения с предусмотренными для них средствами крепления сложенных кресел - колясок, а также местами для сопровождающих инвалида в кресле - коляске лиц; средствами крепления индивидуальных средств вспоможения при передвижении инвалидов в местах индивидуальных посадочных мест; туалетом, специально оборудованным для пользования инвалидами в креслах-колясках; приборами и устройствами технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения инвалидов, а также ориентирующими и оповещающими (кнопки экстренного вызова) устройствами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и видно из материалов дела, перевозка инвалидов, других маломобильных групп населения и сопровождающих их лиц в поездах пригородного сообщения на территории Приморского края осуществляется в вагонах, не соответствующих указанным прокурором требованиям. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
При этом непосредственным перевозчиком является ОАО "Экспресс Приморья", который своего подвижного состава и инфраструктуры, необходимой для обслуживания этого состава, не имеет, а осуществляет свою деятельность, используя вагоны, предоставленные ему в аренду ОАО "РЖД" на основании соответствующего договора от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции дополнительного оглашения от ДД.ММ.ГГГГ.).
Установив в судебном заседании, что ОАО "РЖД" участвует в осуществлении пассажирских перевозок пригородного сообщения в Приморском крае путем предоставления ОАО "Экспресс Приморья" подвижного состава для таких перевозок суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что ОАО "РЖД" должно принимать меры к обеспечению соответствия подвижного состава вышеуказанным нормативам и правилам, требованиям законодательства о социальной защите инвалидов и законодательства о железнодорожном транспорте с тем, чтобы инвалиды и маломобильные группы населения могли быть полноценными пользователями услуг пригородного железнодорожного транспорта.
Доводы ОАО "РЖД" о невозможности переоборудовать имеющиеся в наличии вагоны приводились данным ответчиком в суде первой инстанции, этим доводам суд дал надлежащую оценку, оснований не соглашаться с которой у судебной коллегии не имеется. При этом суд верно исходил из того, что указанные выше положения законодательства, а также нормативы и правила, относящиеся к организации перевозки инвалидов и маломобильных групп населения, являются действующими и обязательны для исполнения всеми участниками перевозочного процесса.
Требования прокурора заявлены в целях понуждения ответчиков к соблюдению требований закона в сфере осуществления перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения, на что верно указал суд в своем решении.
Сложность процедуры приведения подвижного состава в надлежащее состояние и необходимость существенных материальных затрат для исполнения соответствующих обязанностей учтена судом при установлении трехлетнего срока для исполнения решения суда.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Спор разрешён судом верно.
Основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Дополнительно приведенные ОАО "Экспресс Приморья" доводы о несогласии с возложением обязанностей на ОАО "Экспресс Приморья" судебной коллегией не оцениваются, так как в установленном порядке решение в этой части не обжаловалось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Российские железные дороги" - Шлапак Е.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.