Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Пыжовой И.А.,
судей Романовой Н.В., Рудь Т.Н.,
при секретаре Драчевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 20 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе Аншуковой Т.В. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Аншуковой Т.В. в удовлетворении заявления об оспаривании требования об уплате налога, сбора, штрафов, процентов Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску отказать".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аншукова Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - ИФНС России по г. Архангельску) об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов N по состоянию на 9 декабря 2014 года.
В обоснование ссылается на то, что владела земельным участком с 15 мая 2013 года по 18 сентября 2014 года. Изначально вид разрешенного использования участка был определен как "эксплуатация здания магазина". С 12 июля 2013 года вид разрешенного использования был изменен как "для административных зданий", кадастровая стоимость участка стала составлять "данные изъяты"
В налоговом уведомлении налог на землю исчислен за период с мая по декабрь 2013 года, исходя из кадастровой стоимости, определенной для земельного участка с назначением "эксплуатация здания магазина". В связи с неуплатой земельного налога по налоговым уведомлениям, направленным в августе и ноябре 2014 года, налоговым органом направлено требование N об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 9 декабря 2014 года.
Полагает, что исчисление налога без учета изменения вида разрешенного использования и, соответственно, изменения кадастровой стоимости земельного участка в меньшую сторону в течение налогового периода, нарушает ее права и законные интересы. Просит признать вышеуказанное требование налогового органа недействительным, обязать ИФНС по г. Архангельску произвести перерасчет земельного налога за 2013 год, исходя из меньшей кадастровой стоимости.
Аншукова Т.В. в суд первой инстанции не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя Шарина А.В. заявленные требования поддержала.
ИФНС России по г. Архангельску, своего представителя в судебное заседание не направила.
Суд принял указанное решение, с которым не согласилась Аншукова Т.В., в апелляционной жалобе просит его отменить.
Полагает, что налоговая база по спорному земельному налогу за период до 12 июля 2013 года должна быть рассчитана налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года до изменения вида его разрешенного использования, а за период с 12 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года, с учетом измененного вида разрешенного использования и применения соответствующего удельного показателя.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы ИФНС по г. Архангельску просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что в период с 15 мая 2013 года по 18 сентября 2014 года Аншукова Т.В. являлась собственником земельного участка, площадью "данные изъяты", расположенного в городе "адрес", по "адрес", кадастровый N.
До 12 июля 2013 года вид разрешенного использования земельного участка был "эксплуатация здания магазина", кадастровая стоимость участка составляла "данные изъяты"., затем - "для административных зданий", кадастровая стоимость изменена на "данные изъяты" 60 коп.
ИФНС России по г. Архангельску направило Аншуковой Т.В. налоговое уведомление N об уплате земельного налога в срок до 3 декабря 2014 года за период с мая по декабрь 2013 года в размере "данные изъяты"., исходя из кадастровой стоимости участка "данные изъяты".
Налог в установленный срок и размер уплачен заявителем не был.
ИФНС России по городу Архангельску направило Аншуковой Т.В. требование N об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 9 декабря 2014 года с предложением уплатить в добровольном порядке в срок до 22 января 2015 года недоимку по земельному налогу в сумме "данные изъяты". и пени в размере "данные изъяты" 18 коп.
Не согласившись с указанными уведомлением и требованием, заявитель обращалась в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об отмене данных актов и о возложении на налоговый орган обязанности по перерасчету земельного налога в соответствии с измененной кадастровой стоимостью.
30 сентября 2014 года и 23 декабря 2014 года по итогам рассмотрения жалоб Управлением были приняты решения, согласно которым в их удовлетворении Аншуковой Т.В. было отказано, указано, что расчет земельного налога за 2013 год произведен ИФНС России по г. Архангельску верно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в июле 2013 года, а в силу пункта 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, установленная кадастровая стоимость подлежит применению для исчисления земельного налога за 2014 год и не может быть учтена в качестве налоговой базы при его расчете за 2013 год.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна.
Установлено, что 12 июля 2013 года в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Аншуковой Т.В., изменилась его кадастровая стоимость и стала составлять "данные изъяты". 60 коп.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
Исходя из вышеуказанных норм, следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
В связи с этим такие изменения, как изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Соответственно, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный реестр недвижимости в течение налогового периода, указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
На основании вышеизложенного, действия налогового органа по начислению Аншуковой Т.В. земельного налога за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной на 1 января 2013 года, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином, неправильном толковании норм материального закона, в связи с чем, являются несостоятельными.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аншуковой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Пыжова
Судьи Н.В. Романова
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.