Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев административное дело по жалобе директора муниципального унитарного предприятия "Строитель" Чабиева З.В. на решение судьи Пинежского районного суда Архангельской области от 17 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес", главного санитарного врача по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам от 26 марта 2015 года директор муниципального унитарного предприятия "Строитель" Чабиев З.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, с наложением административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Пинежского районного суда Архангельской области от 17 июля 2015 года указанное постановление по жалобе Чабиева З.В. изменено.
Исключены из мотивировочной части постановления выводы о нарушении Чабиевым З.В. пункта 8.2.4 СанПин 2.1.2.2645-10. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе в областной суд Чабиев З.В. просит отменить постановление и прекратить производство по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения и малозначительности административного правонарушения.
Мотивирует жалобу тем, что не дана оценка деятельности муниципального образования "Междуреченское" по организации сбора и вывоза бытовых отходов, не принято во внимание, что на момент проведения проверки мусор около баков отсутствовал, и что сломалась автомашина по уборке мусора.
Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены решения и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, МУП "Строитель" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 6 в п. Привокзальный Пинежского района Архангельской области. Договор управления многоквартирным домом заключен с собственниками квартир 19 января 2014 года.
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, обследовав по обращению проживающей в доме гражданки Смирновой Н.В. придомовую территорию и мусорную контейнерную площадку, установило, что управляющая организация - МУП "Строитель" допустила нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений выразилось в том, что управляющая организация не соблюдает сроки накопления и регулярность вывоза твердых бытовых отходов, вследствие чего территория жилого дома загрязнена твердыми бытовыми отходами. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 12 от 20 марта 2015 года, протоколе об административном правонарушении и фотографиях.
По результатам проведенной проверки директор МУП "Строитель" Чабиев З.В. привлечен к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.
Судья районного суда проверил законность и обоснованность постановления должностного лица и вынес обжалованное решение.
В жалобе на решение Чабиев З.В. не оспаривает, что МУП "Строитель", как управляющая организация, не соблюла сроки накопления и регулярность вывоза твердых бытовых отходов, вследствие чего территория многоквартирного жилого дома N 6 в п. Привокзальный оказалась загрязненной твердыми бытовыми отходами. Приведенные в жалобе доводы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения несостоятельны.
Статьей 42 Конституции РФ и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 22 названного Федерального закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. "г, д" п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя:
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Пунктом 2.2.1"СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, установлено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Приведенное положение СанПиН 42-128-4690-88 не противоречит СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, поскольку имеет более широкий предмет правового регулирования и применяется на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Договора управления многоквартирным домом и Приложением N 2 к Договору МУП "Строитель" как управляющая организация обязалась выполнять работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включающие сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу ст.26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к правильному выводу, что МУП "Строитель" как управляющая организация не соблюдала сроки накопления и регулярность вывоза твердых бытовых отходов, вследствие чего территория жилого дома оказалась загрязненной твердыми бытовыми отходами.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений повлекло нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду обитания поэтому допущенное нарушение правильно квалифицировано по ст.6.4 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Директор МУП "Строитель" Чабиев З.В. как должностное лицо не исполнил (ненадлежащим образом исполнил) свои служебные обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов, поэтому к административной ответственности привлечен правильно.
Последующие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не влияют на законность постановления по делу об административном правонарушении и решение, поскольку подтверждают, что управляющая организация и её директор имели возможность, но не приняли меры по своевременному устранению выявленных нарушений.
Администрация муниципального образования "Междуреченское" по своему уставному виду деятельности не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с бытовыми отходами и мусором.
Из договора управления многоквартирным жилым домом N 6 в п. Привокзальный следует, что муниципальное образование "Междуреченское" не являлось участником договора и не выступало в качестве стороны по организации сбора и вывозу твердых бытовых отходов.
Несостоятельны доводы жалобы Чабиева З.В. о малозначительности административного правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Управляющая организация МУП "Строитель" допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, чем допустило нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду обитания.
Директор МУП "Строитель" Чабиев З.В. как должностное лицо не исполнил (ненадлежащим образом исполнил) свои служебные обязанности по соблюдению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду обитания.
Административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Поскольку обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебного постановления не установлено, предусмотренных законом оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Пинежского районного суда Архангельской области от 17 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу директора муниципального унитарного предприятия "Строитель" Чабиева З.В. - без удовлетворения.
Судья В.В. Пантелеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.