Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей Кудряшова В.К., Судак О.Н.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску У.А.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области о включении в страховой стаж периода работы и перерасчете трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 06 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области С.Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей об отмене решения суда, представителя истца У.А.М. С.О.Д., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
У.А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области о включении в страховой стаж периода работы и перерасчете трудовой пенсии по старости, указав, что в декабре 2014 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о рассмотрении вопросов реализации его пенсионных прав, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При расчете страхового стажа для установления ему трудовой пенсии по старости ответчик не включил период деятельности в качестве главы КФХ " ***" с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года по причине отсутствия в его распоряжении документа, подтверждающего уплату обязательных платежей. С целью получения документов, необходимых для подтверждения, ответчиком было рекомендовано обратиться в территориальный налоговый орган. (дата) он обратился в УФНС России по Оренбургской области с просьбой предоставить копии документов отчетности КФХ " ***", подтверждающих отчисление им платежей за указанный период. Однако ему сообщили, что документы не могут быть предоставлены в связи с их уничтожением за истечением срока хранения. После чего он вновь обратился к ответчику с заявлением о рассмотрении вопроса включения в страховой стаж этого периода его работы. (дата) ему отказано во включении из-за отсутствия у ответчика документов, подтверждающих полученный доход (хотя в пункте 43 раздела 6 Правил речь идет об обязательных платежах), а в представленной квитанции подтверждается оплата единого социального налога в территориальный налоговый орган.
Просил признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области об отказе включить в страховой стаж для установления трудовой пенсии по старости период работы в качестве главы КФХ ***" с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года незаконным, включить в страховой стаж для установления трудовой пенсии по старости вышеуказанный период работы и обязать ГУ-УПФ РФ в Акбулакском районе Оренбургской области произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом периода работы в качестве главы КФХ " ***" с 01 января 2001 по 31 декабря 2001 года.
В судебном заседании истец исковые требования уточнил, отказавшись от требования о признании незаконным решения от (дата) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области об отказе включить в его страховой стаж для установления пенсии по старости период работы с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001года.
Решением Акбулакского районного суда Оренбургской области от 06 мая 2015 года исковые требования У.А.М. удовлетворены.
Суд постановил: обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области зачесть в страховой стаж для установления трудовой пенсии по старости У.А.М. период его работы в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства " ***" с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года и произвести перерасчет трудовой пенсии с (дата) с учетом указанного периода.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области в пользу У.А.М. возврат госпошлины в размере ***.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области просит об отмене указанного решения суда, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права.
У.А.М. о месте и времени рассмотрения дела, извещённый надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явился, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что У.А.М. зарегистрирован в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области в качестве застрахованного лица, страховые взносы им уплачивались.
В декабре 2014 года У.А.М. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области с заявлением о рассмотрении вопроса реализации его пенсионных прав, предусмотренных ч. 1 ст. 7 федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области от (дата) N У.А.М. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с (дата).
Из ответа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области от (дата) N следует, что истцу отказано во включении в страховой стаж для установления трудовой пенсии по старости периода деятельности в качестве главы КФХ " ***" с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года ввиду того, что у него отсутствуют документы, подтверждающие уплату обязательных платежей за 2001 год, полученный доход в спорный период.
В подтверждение своих доводов о том, что соответствующие платежи за 2001 год им производились, истец представил квитанцию от (дата) на сумму ***, в которой указано : " Взнос в пенсионный фонд за 2001 год".
Согласно ответам Межрайонной ИФНС России N по (адрес) от (дата) и (дата) на основании приказа от 21 апреля 2004 года N САЭ-3-18/297 "Об утверждении перечня документов, образующих в деятельности министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения" документы юридических лиц по налогам (бухгалтерские отчеты, расчеты, декларации) и приложения к ним имеют срок хранения в налоговом органе 5 лет, а в программном комплексе СЭОД информационный ресурс "Расчеты с бюджетом" ведется с 01 января 2005 года, по этой причине инспекция не может представить копии расчетных ведомостей по страховым взносам в пенсионный орган, акты камеральных проверок по КФХ " ***" и сообщить информацию о зачислении платежа У.А.М. по квитанции от 04 марта 2002 года.
С учётом установленных по делу обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований У.А.М. на основании следующего.
Согласно ст. 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства (пункт 1); - время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (пункт 6).
Пунктами 1, 4 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данные правила были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", действующим на момент обращения истца к ответчику за назначением пенсии.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил при их применении к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнены: уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата единого социального налога (взноса) за период с 01 января по 31 декабря 2001 год подтверждается документами территориальных налоговых органов.
Пунктом 15 Правил установлено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Аналогичные положения содержат и Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства ПФ от 02 октября 2014 N 1015 и действующие с 01 января 2015 г.
Согласно статье 9 Федерального закона от 05 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 234,235 Налогового кодекса РФ ( в редакции от 29 декабря 2000 г.) единый социальный налог ( взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ уплачивают, в том числе, главы крестьянских ( фермерских) хозяйств.
Согласно статье 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу ч.1 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Из статьи 244 Налогового кодекса РФ следует, что авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере ? годовой суммы авансовых платежей;
за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере ? годовой суммы авансовых платежей.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачёту в счёт предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьёй 78 настоящего кодекса.
С учётом вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что квитанция от 4 марта 2002 года на сумму *** рублей подтверждает факт уплаты единого социального налога, зачисленного в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В свою очередь ответчик не опроверг доводы истца и не представил доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что данная квитанция является недопустимым доказательством по делу.
Довод жалобы об отсутствии оснований для зачёта спорного периода в страховой стаж истца, поскольку У.А.М. не представлены документы, подтверждающий полученный доход за период с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. не состоятелен, поскольку ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, ни Правилами, Постановлением Правительства ПФ от 02 октября 2014 N 1015 не предусматривается возможность зачёта периода деятельности при условии предоставления сведений о полученных доходах за указанные периоды.
Иные доводы жалоб также не опровергают выводов суда, оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не усматривается. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 06 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Акбулакском районе Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.