судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Игнатенковой Т.А.
судей
К
едриной О.В.
,
Москалёвой Е.В.
при секретаре
Земской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционн ой жалобе ответчика
Федеральной службы исполнения наказания по Липецкой области на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Липецкой области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ г. в части отказа Рулёву С.В. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за Рулёвым С.В. право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека с ДД.ММ.ГГГГ".
Заслушав доклад судьи
К
едриной О.В.
, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рулёв С.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Липецкой области о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся сотрудником "данные изъяты" согласно Постановлению Правительства РФ N 1223 от 30.12.2011 года был принят на учет в "данные изъяты" по Липецкой области для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ является сотрудником УФСИН России по Липецкой области. ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением из "данные изъяты" по Липецкой области он был снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН России по Липецкой области поступило его учетное дело из "данные изъяты" по Липецкой области. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением (рапортом) в УФСИН России по Липецкой области с просьбой о принятии его на учет для выплаты единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к нему необходимые документы, указанные в Постановлении Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ без объяснения причины, ему было отказано в постановке на учет. Просил обязать УФСИН России по Липецкой области принять его на учет для выплаты единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В судебном заседании истец Рулев С.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также объяснил, что у его супруги и ребенка в Липецкой области отсутствуют жилые помещения на праве собственности. Дом, в котором они в настоящее время проживают, принадлежит его матери, и на каждого проживающего члена семьи в указанном доме приходится менее учетной нормы жилой площади. Кроме того, объяснил, что ранее он состоял на учете в "данные изъяты" "данные изъяты" по Липецкой области, перейдя на службу в УФСИН России по Липецкой области, его право должно быть сохранено.
Представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности Кирина О.В. заявленные исковые требования Рулёва С.В. не признала, мотивируя тем, что Рулёвым С.В. не представлен ряд документов в отношении жилого помещения, в котором была зарегистрирована его супруга в "адрес". Просила в удовлетворении требования отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе
представитель ответчика Федеральной службы исполнения наказания по Липецкой области
просит решение отменить, принять новое решение , которым в иске Рулеву отказать, поскольку супруга истца как член его семьи с ДД.ММ.ГГГГ после заключения брака в ДД.ММ.ГГГГ имела регистрацию по другому месту жительства, нежели истец, в связи с чем истцу при подаче документов о постановке на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения необходимо было предоставить выписку из домовой книги или лицевой счет за "данные изъяты" лет по адресу регистрации, представленное истцом письмо администрации Задонского района не содержит сведений о невозможности выдачи выписки из домовой книги по адресу регистрации супруги истца.
Выслушав истца Рулева С.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя ответчика - Федеральной службы исполнения наказания по Липецкой области - Мизгулину Л.П. поддержавшую апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Рулёв С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в "данные изъяты" по Липецкой области. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в УФСИН России по Липецкой области.
С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: "адрес", общая площадь дома составляет "данные изъяты" кв.м., в доме зарегистрировано "данные изъяты" человек, указанный дом принадлежит матери истца - РТМ
Согласно свидетельству о заключении брака серии N ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак истца с П
ДД.ММ.ГГГГ брак, зарегистрированный между Рулёвым СВ. и Рулёвой Н.М. был прекращен на основании совместного заявления супругов от ДД.ММ.ГГГГ, данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о расторжении брака серии "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ года Рулёв С.В. и РНМ вновь зарегистрировали брак, что
подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии N. ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын РВС что подтверждается копией свидетельства о рождении ( л.д. 45 ). Из выписки из домовой книги по адресу. "адрес" следует, что РНМ. (супруга истца) была зарегистрирована по данному адресу ДД.ММ.ГГГГ, сын истца РВС РВС РВС был зарегистрирован по месту регистрации проживания родителей ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно выписке из протокола N заседания центральной жилищно-бытовой комиссии "данные изъяты" по Липецкой области о принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и снятии с учета от ДД.ММ.ГГГГ, на данном заседании комиссии было рассмотрено заявление Рулёва С.В., "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на состав семьи в составе 1 человек. Комиссией постановлено решение, которым Рулёв С.В. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек.
Копией протокола N заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Липецкой области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 18-25) подтверждено рассмотрение заявления Рулёва С.В. с просьбой принять на учёт для получения ЕСВ в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N369 с указанием состава семьи 3 человека включая супругу. Супруга заявителя была постоянно зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городе "адрес". Никакой информации по указанному адресу заявителем не представлено. Рулёв С.В. предоставил справки ОГУП " "данные изъяты"" и "данные изъяты" об отсутствии жилых помещений в собственности. Выслуга Рулёва по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты". Комиссия отказала Рулёву С.В. в постановке на учёт для получения единовременной выплаты по причине непредоставления заявителем документов, подтверждающих нуждаемость членов его семьи ( супруги) в улучшении жилищных условий за последние "данные изъяты" лет.
При рассмотрении спора по существу суд правильно применил следующие положения закона.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с ч. 3 ст. 4 указанного выше Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых
помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" установлен порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 5 вышеуказанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его
семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении
сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся
собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого
помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест
жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние
5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по
независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть
получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их
получения;
В силу п. 9 указанных правил при увольнении сотрудников со службы из учреждений и органов, подведомственных одному федеральному органу исполнительной власти, и принятии на службу в учреждения и органы, подведомственные другому федеральному органу исполнительной власти, постановка указанных сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы, если между принятием таких сотрудников на службу в учреждения и органы, подведомственные другому федеральному органу исполнительной власти, и днем исключения из списков сотрудников по предыдущему месту службы прошло не более 30 календарных дней.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных материальным законом оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
Данный вывод подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Так, исходя из представленных материалов усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ года Рулёв С.В. обратился с рапортом в адрес начальника УФСИН России по Липецкой области (л.д.31), в котором просил в соответствии с. п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369 принять его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также просил истребовать его личное дело и из центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Липецкой области. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" по Липецкой области, в связи с увольнением из "данные изъяты" Рулев С.В. был снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ из "данные изъяты" в УФСИН России по Липецкой области поступило учетное дело Рулёва С.В.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Липецкой области (л.д. 18-25) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Рулёву С.В. отказано в постановке на указанный выше учет по причине не предоставления заявителем документов, подтверждающих нуждаемость членов его семьи (супруги) в улучшении жилищных условий за последние "данные изъяты" лет.
Принимая во внимание, что истец был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, ранее жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья ему не предоставлялись, на праве собственности либо на условиях социального найма жилья истец не имеет, что не оспаривается сторонами, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право встать на учёт на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Суд обоснованно возложил на ответчика обязанность поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с указанной в решении даты. Коль скоро, после постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения состав семьи Рулёва изменился (он вступил в брак у него родился ребенок), и жилищные условия не изменились, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании права Рулёва на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека.
Доводы представителя ответчика о том, что при обращении истцом не был представлен полный пакет документов, в связи с чем истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты, исследовались судом первой инстанции, который признал их несостоятельными, указав, что выписку из домовой книги на "адрес", где до регистрации брака проживала супруга истца, истец не смог предоставить в комиссию по независящим от него причинам, поскольку собственником указанной квартиры никто из семьи истца не является, а собственник квартиры по указанному адресу необходимые для получения выписки документы предоставлять отказывается. Ответчиком данные доводы не опровергнуты, в деле имеется копия ответа супруге истца - РНМ ( л.д. 91), об отсутствии возможности выдать копию финансового лицевого счёта на квартиру в "адрес" по указанному ей адресу без явки правообладателя квартиры, что подтверждает причины, названные истцом о невозможности предоставления данного документа. Коль скоро вышеуказанные Правила допускают предоставление документа о невозможности получения названной выписки для члена семьи сотрудника, не имелось оснований принимать решение об отказе в постановке на очередь при предоставлении такого документа, поскольку это нарушает цель Постановления от 24.04.2013 года N369 об обеспечении гарантий сотрудникам названных органов получения единовременной социальной выплаты. Кроме того, комиссия не лишена возможности при наличии сомнений в предоставленных сведениях, проверить их, при необходимости поставить вопрос об ответственности за предоставление сведений, не соответствующих праву на постановку на учёт.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для признания за истцом права на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения и возложении обязанности на ответчика поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как отсутствуют основания для иной оценки имеющихся в деле и представленных сторонами доказательств.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение
Правобережного районного суда г.Липецка от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федеральной службы исполнения наказания по Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.