Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.
при секретаре Б.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А. на решение судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении " ... " Ф.Б.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении " ... " Ф.Б.Г. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На данное постановление прокурором Дубовского района Волгоградской области Ш.Д.В. был принесен протест в Дубовский районный суд Волгоградской области.
Решением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении " ... " Ф.Б.Г. отменено с направлением дела на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области.
В настоящее время в жалобе в Волгоградский областной суд начальник отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А. оспаривает законность и обоснованность решения судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, просит решение судьи первой инстанции отменить.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав начальника отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А., не нахожу оснований для удовлетворения данной жалобы.
Как следует из материалов административного дела, прокуратурой Дубовского района Волгоградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения трудового законодательства в деятельности " ... " расположенного по адресу: "адрес".
В результате проведенной проверки было выявлено, что требования действующего законодательства в части своевременной оплаты обязательного социального страхования работников в " ... " не соблюдаются.
Согласно представленной председателем информации от ДД.ММ.ГГГГ " ... " имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - " ... " ФФОС в сумме " ... " за 1 квартал 2015 года задолженность по обязательному пенсионному страхованию в органы Пенсионного фонда составила " ... ", ФФОМС - " ... ".
Постановление о возбуждении административного дела в отношении председателя " ... " Ф.Б.Г. было направлено для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области.
Начальник отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к выводу, что производство по делу об административном правонарушении в отношении " ... " Ф.Б.Г. подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения в его действиях.
Данный вывод инспектор сделал на том основании, что ответственность плательщика за противоправное деяние (действие, бездействие) страховых взносов не относится к вопросам трудовых правоотношений в связи, с чем, председатель ОНТ за неуплату страховых взносов не может нести ответственность за по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Однако с таким выводом административного органа, в части привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ должностного лица согласиться нельзя.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Как следует из ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Таким образом, круг лиц являющихся плательщиками (страхователями) строго определен в ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Статья 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определяет круг страхователей, являющихся субъектами обязательного медицинского страхования. Страхователи делятся на две группы: - группа 1 - страхователи для работающих граждан (ч. 1 ст. 11), группа 2 - страхователи для неработающих граждан (ч. 2 ст.11).
К первой группе относятся страхователи для следующих работающих граждан:
- работающих по трудовому договору или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договору авторского заказа или лицензионному договору;
- самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
- являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- являющихся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, проживающих в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования
По общему правилу физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (ст. 2 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). Соответственно, закон не освобождает таких лиц от обязанности оплачивать страховые взносы за работников, а комментируемой статьей они отнесены к категории "физические лица", не признаваемые индивидуальными предпринимателями".
На основании ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, в своем постановлении начальник отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области обоснованно сделал вывод, что плательщики страховых взносов несут ответственность на неуплату таких взносов на основании специального закона и не могут привлекаться за те же действия к ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Однако в соответствии с вышеперечисленными нормами страхового законодательства к таким плательщикам, прежде всего относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Вместе с тем, согласно положениям ст. ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, невыполнение работодателем обязанностей, возложенных на него Законом N 56-ФЗ, может быть квалифицировано как нарушение требований трудового законодательства РФ.
Согласно ст. 20 ТК РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами.
Согласно ст. 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно материалам административного дела лицо, привлекаемое к административной ответственности Ф.Б.Г., является должностным лицом, т.е., " ... ", работникам которого не производятся выплаты обязательного социального страхования.
На основании ст.30 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О некоммерческих организациях" исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.
К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.
В силу ст. 23 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года.
Таким образом, под понятием "председатель" следует понимать лицо уполномоченное выступать от органа управления юридического лица (в данном случае от ОНТ "Погожинское") и наделенное правом заключать трудовые договора.
Следовательно, Ф.Б.Г., являясь непосредственным уполномоченным лицом ОНТ "Погожинское", фактически на основании норм трудового законодательства является работодателем.
Принимая во внимание, что статьей ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, закреплен исчерпывающий перечень лиц, которые являются плательщиками страховых взносов (страхователями), следует признать, что в данном случае работодатель (физическое лицо),
а именно председатель огороднического некоммерческого товарищества, не относится к плательщикам страховых взносов, которые должны нести ответственность на основании ст.ст.40, 41,47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Более того, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 13.07.2015) в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако материалы дела не содержат никаких сведений о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов председателя огороднического некоммерческого товарищества "Погожинское" Ф.Б.Г.
Таким образом, доводы начальника отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А., о том, что совершенное " ... " Ф.Б.Г., являющимся должностным лицом, административное правонарушение, относится к области законодательства Российской Федерации о нарушении страховых взносов, являются ошибочными и противоречащими действующему законодательству, поскольку состав противоправного деяния совершенного председателем ОНТ, заключается в непринятии им как работодателем мер по своевременному и полному обязательному социальному страхованию работников ОНТ.
При этом, ссылка в постановлении начальника отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А., на главу 15 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за совершение административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, однако не содержит нормы предусматривающей ответственность должностных за нарушение сроков неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, также указывает на необходимость привлечения должностных лиц к ответственности за данные нарушения по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о необходимости отменить постановление должностного лица административного органа и направить дело на новое рассмотрение.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного решения жалоба начальника отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А. не содержит.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении " ... " Ф.Б.Г. - оставить без изменения, а жалобу начальника отдела N " ... " Государственной инспекции труда в Волгоградской области С.К.А., - оставить без удовлетворения.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Коробицын А.Ю.
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда Коробицын А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.