Судья Волгоградского областного суда Маслов О.В.,
при секретаре Романовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации "адрес" Клочкова Ю.В. на решение судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 15 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.2,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации "адрес" Клочкова Ю.В.
,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора "адрес" по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по "адрес" Л.А.В. N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации "адрес" Клочков Ю.В. привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.ч.2,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 15 июля 2015 года постановление должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба Клочкова Ю.В. - без удовлетворения.
В жалобе в Волгоградский областной суд глава администрации "адрес" Клочков Ю.В. просит об отмене решения судьи и прекращения производства по делу ввиду малозначительности совершённого правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав Клочкова Ю.В. и его защитника Чиненову И.Ю., поддержавших доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ч.3 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 (далее - ППБ 01-03).
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения главного государственного инспектора "адрес" по пожарному надзору Л.А.В. N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения администрацией "адрес" обязательных требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и помещениях администрации, расположенной по адресу: "адрес", в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренной ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- глава администрации "адрес" Клочков Ю.В. (в соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности"), являющийся ответственным за обеспечение пожарной безопасности) не обучен по программе пожарно-технического минимума (п.64 Правил противопожарного режима РФ (далее ППР РФ);
- не проведены эксплуатационные испытания ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (протоколы испытаний ограждений не предоставлены), (п.24 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения кровли здания администрации (п.21 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- инструкция о мерах пожарной безопасности в здании администрации не переработана в соответствии с требованиями п.460, п.461, п.462 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390;
- по направлению движения к источникам противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты) отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п.55 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- не организовано проведение проверок работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год (зимой и осенью) (п.55 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- частично допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390).
Кроме того, Клочковым Ю.В. допущены нарушения требований пожарной безопасности, образующие состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- в здании администрации не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (п.55 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода расположенный на 3 этаже основной лестничной клетки не оборудован пожарными рукавами, ручным пожарным стволом (п.57 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- территория общего пользования населенного пункта Областной сельскохозяйственной опытной станции не обеспечена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Также, Клочковым Ю.В. допущены нарушения требований пожарной безопасности, образующие состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- на первом этаже административного здания допускается загромождение горючими материалами переходы в смежные секции (п.23 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- допускается хранение на лестничных площадках вещей, мебели и других горючих материалов (п.23 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- двери эвакуационных выходов с первого, второго и третьего этажа закрыты на ключ. Возможность открывания изнутри без ключа не обеспечена (п.35 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- на 2-м этаже здания допускается загромождение эвакуационных путей (коридор) сгораемыми предметами (п.35 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390);
- в здании администрации отсутствуют знаки пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (п.43 ППР РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390).
Ответственным лицом за обеспечение пожарной безопасности администрации "адрес" является глава администрации - Клочков Ю.В.
Обстоятельства совершения Клочковым Ю.В. административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.2,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются: представлением N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N " ... "), протоколами об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N " ... "), распоряжением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " (л.д. N " ... "), актом проверки N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N " ... ").
Все доказательства оценены судьёй по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективно свидетельствуют о доказанности вины главы администрации "адрес" Клочкова Ю.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.2,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Судья при рассмотрении жалобы на постановление проверила дело в соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, вынесла законное и обоснованное решение. Постановление о привлечении Клочкова Ю.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 и 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным для должностных лиц, предусмотренным санкцией ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности Клочкова Ю.В., квалификации его действий и назначения ему наказания сомнений в своей законности не вызывают, поскольку являются правильными.
Вопреки доводам жалобы о малозначительности правонарушения, совершённое Клочковым Ю.В. правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере пожарной безопасности, имеет формальный состав, то есть факт его совершения, не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий. Таким образом, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.2,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного Клочковым Ю.В.
При этом, с учётом объёма и характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности, оснований для признания совершённого должностным лицом правонарушения малозначительным, не имеется.
Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и решения судьи незаконными и необоснованными, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 15 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.2,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации "адрес" Клочкова Ю.В. оставить без изменения, жалобу Клочкова Ю.В. - без удовлетворения.
Судья Волгоградского областного суда О.В. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.