Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.,
при секретаре Б.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, в отношении " ... " А.В.П. по его жалобе на постановление начальника ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " директор " ... " А.В.П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Поданная А.В.П. в Центральный районный суд г. Волгограда жалоба на постановление была оставлена без удовлетворения.
В жалобе в областной суд А.В.П. оспаривает законность и обоснованность постановления начальника ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и решения судьи Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ и просит их отменить.
Проверив материалы дела, представителей ИФНС России по Центральному району г. Волгограда Н.Е.И. и Д.С.А., нахожу постановление начальника ИФНС России по Центральному району г. Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ подлежащими отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " сотрудниками налоговой службы в отношении " ... " была проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде " ... " через кассу Общества осуществило реализацию (продажу) физическим лицам билетов (БСО) без применения контрольно кассовой техники всего на общую сумму - " ... ", в том числе: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму " ... "., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму " ... ".
При осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 N103-ФЗ ООО "КАССИР.РУ Волгоград" не использовалась контрольно-кассовая техника при реализации (продаже) физическим лицам билетов (БСО) на зрелищные мероприятия, проводимые поставщиками услуг (организаторами мероприятий).
В ходе пересмотра постановления административного органа, судья районного суда пришла к выводу, что вина директора " ... " А.В.П. в совершении административного правонарушения выразившегося в не соблюдении требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, была доказана.
Однако с выводом судьи районного суда согласится нельзя на основании следующего.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных, в частности, на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ поставщик - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Плательщик - это физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.
Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
На основании ч.1 ст.3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 названного Закона его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет, а также статус платежного агента, деятельность которого, как следует из положений названного Закона, состоит исключительно в оказании услуги по приему денежных средств, направленных на исполнение уже возникших обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
Из системного анализа приведенных норм следует, что действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги -услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо, выступая в качестве платежного агента, не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
В силу ч.12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Статьей 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ предусматриваются требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом поставщику.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом п.2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
В соответствии с пунктами 1,2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 настоящее Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков. На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).
Как установлено административным органом и судом первой инстанции, ООО "КАССИР.РУ ВОЛГОГРАД" оказывает услуги по бронированию, оформлению и продаже билетов на зрелищные мероприятия. Отношения, связанные с приемом обществом денежных средств от физических лиц, являлись следствием выдачи обществом физическим лицам билета на специальных бланках.
Фактически физическое лицо приобретая билет на зрелищное мероприятие не имеет никаких обязательств перед ООО "КАССИР.РУ ВОЛГОГРАД", и обязательства по оплате возникают только непосредственно в момент приобретения билета (заключения договора), в то время как платежный агент принимает денежные средства в оплату имеющихся обязательств по уже заключенному договору между поставщиком и плательщиком.
Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, " ... " не является платежным агентом, в связи с чем действие названного выше Федерального закона на отношения между " ... " по договорам: агентского соглашения " ... " договор от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "; договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " с индивидуальным предпринимателем К.А.В.; договор N " ... ". " ... ""; договор N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ " ... "; договор N N " ... " ДД.ММ.ГГГГ фонд поддержки культуры " ... ", не распространяется, что исключает обязанность Общества при приеме указанных в акте проверки платежей использовать контрольно-кассовую технику, включенную в актуализированный перечень контрольно-кассовой техники, которую вправе применять платежные агенты.
Более того, с учетом п.2 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, " ... " при выполнении условий вышеуказанных договоров по реализации соответствующих бланков строгой отчетности вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
При таких обстоятельствах, постановление начальника ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законными, а потому они подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении директора " ... " А.В.П. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении " ... " А.В.П. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Коробицын А.Ю.
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда Коробицын А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.