ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре Козловой И.В.,
с участием:
представителя заявителя Дрокиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 04 августа 2015 года гражданское дело по заявлению Ложкина Виктора Леонидовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Ложкин В.Л. 12 мая 2015 года обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, уточнив требования в процессе разбирательства по делу, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:38:040101:51, площадью 12 292 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 743 584 руб., указав в обоснование, что при расчёте земельного налога, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 3806709,48 руб., по мнению заявителя, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его права, как собственника и плательщика земельного налога в виде необоснованного увеличения платы за землю.
В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, заявитель полагает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, она должна быть установлена равной рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель заявителя требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:38:040101:51, площадью 12 292 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 743584 руб. поддержала.
Представитель Управления "Росреестра" по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном письменном объяснении данное заинтересованное лицо не возражало против удовлетворения требований, указав, что не является заинтересованным лицом в данном деле, поскольку филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 01.07.2010г. В соответствии с совместным приказом Управления и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области от 30 июня 2010г. N 214-п/323 в целях исполнения плана мероприятий по реализации приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" ФГУ "ЗКП" по Волгоградской области ( в настоящее время правопреемником является филиал ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области) наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости (ГКН), государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 01.07.2010.
Согласно приказу N П/531 от 26.12.2011 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
В силу приказа от 13.01.2015 N П/3 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии со ст.24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, с момента вступления в силу настоящего приказа.
Представитель филиал ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области в письменном отзыве не возражала против удовлетворения требования об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, указав, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:38:040101:51 определена по состоянию на 01.01.2010г.
Представитель аппарата Губернатора Волгоградской области, в представленных объяснениях не возражал против удовлетворения требований, указав, что не являются заинтересованными лицами в данном деле.
Администрация города Урюпинск Волгоградской области в представленных объяснениях возражают против удовлетворения требований, указав, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной приведёт к снижению поступлений налоговых платежей в бюджет города.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя Дрокиной А.Н., поддержавшую заявление, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что заявитель владеет земельным участком с кадастровым номером 34:38:040101:51, площадью 12 292 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 34-АА N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ г., (л.д.11).
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01.01.2010 года.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:38:040101:51, площадью 12 292 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", определена в размере 3806709,48 руб.
Данный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости до проведения государственной кадастровой оценки, изменений качественных и (или) количественных характеристик не претерпел.
Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер земельного налога, и считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с ч.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанного следует, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, так как одной из сторон этих отношений являются государственные органы субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и утвердившие кадастровую стоимость, органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, обладающие властными полномочиями по отношению к другому участнику указанных правоотношений и определяющие порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСОN4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010г. N508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В целях установления рыночной стоимости земельного участка по ходатайству заявителя проведена судебная экспертиза.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливалась на 1 января 2010г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Волгоградской области, в который вошел и земельный участок заявителя, в отношении которых постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 утверждены результаты кадастровой стоимости, поскольку сведения о нём были внесены в государственный кадастр недвижимости ранее даты формирования перечня недвижимости, подлежащей государственной кадастровой оценке.
Согласно выводов судебной экспертизы, на которой заявитель основал требования, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:38:040101:51, площадью 12 292 кв. м., расположенного по адресу: "адрес" составляет 743 584 руб.
Экспертное заключение соответствует установленным требованиям по форме и содержанию, эксперту разъяснены права, обязанности и ответственность.
Суд также учитывает, что заинтересованные лица не оспорили экспертное заключение.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009г. N457.
Исходя из указанных полномочий, а также положений ст.24.13 и 24.15 Закона об оценочной деятельности, доводы Управления Росреестра по Волгоградской области о том, что они не являются заинтересованными лицами по данному делу, не могут быть признаны обоснованными, поскольку Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.
В соответствии с абз.1,2 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, то есть на орган кадастрового учета возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
Кроме того, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 01.07.2010г.
Возражения Администрации города Урюпинск Волгоградской области о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной повлечет снижение налоговых выплат, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требования, так как противоречат закону (п.3 ст.66 ЗК РФ).
Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание установленную рыночную стоимость земельного участка, суд находит требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с чем, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ложкина Виктора Леонидовича от 12 мая 2015 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:38:040101:51, площадью 12 292 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 743 584 рублей по состоянию на 01.01.2010 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд.
Судья подпись М.Б. Гайдаров
Мотивированное решение составлено 04 августа 2015г.
Судья подпись М.Б. Гайдаров
Верно.
Судья М.Б. Гайдаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.