Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Захаровой Т.А.
судей Серышевой Н.И., Тертышной В.В.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приходько Андрея Сергеевича к администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию квартиры, возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 мая 2015 года, которым признано незаконным решение администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N " ... " от 21 апреля 2015 года об отказе Приходько Андрею Сергеевичу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция квартиры под офис", расположенного по адресу: "адрес"
На администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Приходько Андрея Сергеевича о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция квартиры под офис", расположенного по адресу: "адрес"
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приходько А.С. обратился в суд с иском к администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию квартиры, возложении обязанности.
С учетом уточненных требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
На основании постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N " ... " от 31 декабря 2013 года указанная квартира переведена в нежилое помещение.
С целью изменить целевое назначение помещения ООО " " ... "" изготовлена проектная документация реконструкции квартиры под офис.
14 апреля 2015 года он обратился в администрацию городского округа - город Волжский с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию квартиры, предоставив необходимые документы.
Однако письмом от 21 апреля 2015 года в выдаче разрешения на строительство было отказано, в связи с отсутствием согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку реконструкция квартиры не уменьшает общее имущество многоквартирного жилого дома, а потому согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома не требуется.
Просил суд признать незаконным решение администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 21 апреля 2015 года N " ... " об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция квартиры под офис", расположенного по адресу: "адрес"
Обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция квартиры под офис", расположенного по адресу: "адрес"
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание явились представитель администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по доверенности - Р.А.., Приходько А.С.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Р.А.., поддержавшую доводы жалобы, возражения Приходько А.С. по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Приходько А.С. является собственником трехкомнатной квартиры общей площадью " ... " кв.м., расположенной на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес"
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N " ... " от 31 декабря 2013 года указанное жилое помещение переведено в нежилое, на Приходько А.С. возложена обязанность получить разрешение на реконструкцию в установленном порядке, ремонтно-строительные работы проводить с соблюдением Городского Положения от 13 апреля 2007 года N 150-ВГД "О правилах благоустройства и санитарного содержания территорий городского округа - город Волжский Волгоградской области".
По заказу Приходько А.С. ООО " " ... "" подготовило проект реконструкции квартиры "адрес" под офис.
Из указанного проекта усматривается, что реконструкция предусматривает устройство отдельного входа с устройством крыльца. Вход в офис выполняется по пристроенным ступеням и входной площадке. Часть стены под окнами разбирается для устройства входной двери.
14 апреля 2015 года Приходько А.С. обратился в администрацию городского округа - г. Волжский Волгоградской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию, предоставив документы.
Администрация городского округа - г. Волжский Волгоградской области письмом N " ... " от 21 апреля 2015 года отказала Приходько А.С. в выдаче разрешения, в связи с тем, что в результате реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, на что необходимо согласие всех собственников.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.п. 6.2 п. ч. 7 ст. 51 ГРК РФ, к числу документов, представление которых необходимо при получении разрешения на строительство, относится решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 6.2 введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 65-ФЗ).
Исходя из положений указанных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции жилого помещения в многоквартирном доме лишь в том случае, если в ходе реконструкции к реконструируемому объекту присоединяется часть общего имущества, и, соответственно, общее имущество уменьшается.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме; ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома; земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Между тем, из представленного проекта видно, что ни одного элемента многоквартирного дома, подпадающего под признаки приведённого выше понятия "общее имущество многоквартирного дома", в состав реконструируемого объекта не включается, следовательно, не повлечёт уменьшения общего имущества. Устройство входной группы нежилого помещения также размеры общего имущества не уменьшит.
В силу п. 7 и 8 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определённой с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Как видно из материалов дела, изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в связи с устройством входной группы, не произошло, площадь земельного участка остаётся неизменной.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с проектом реконструкции квартиры N " ... " под офис по адресу "адрес", уменьшения общего имущества многоквартирного жилого дома не предполагается, а потому для получения разрешения на строительство согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома не требуется.
Статьёй 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 6.2 введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 65-ФЗ) (часть 7).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Принимая во внимание, что оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в связи с непредставлением согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме у административного органа не имелось, однако администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области по существу представленные истцом документы не рассматривались на предмет их полноты и соответствия градостроительному законодательству, суд обоснованно пришел к выводу, что устранением в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению истцом его прав и свобод послужит повторное рассмотрение заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) с учётом мотивов и оснований, по которым отказ в выдаче разрешения в связи с непредставлением истцами согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию является незаконным.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, закон, подлежащий применению, верно определены и в полном объеме установлены значимые для рассмотрения дела обстоятельства, а также дана надлежащая оценка представленным доказательствам в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Выводы суда основаны на материалах дела. Нарушения судом норм процессуального и материального права не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.