Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.
при секретаре Фоминой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2 о признании действий Комитета молодежной политики Волгоградской области незаконными, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 20 апреля 2015 года, которым исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Андреева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, действуя в своих интересах и в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, а также ФИО2 обратились в суд с иском о признании незаконными действий Комитета молодежной политики Волгоградской области, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указали, что в сентябре 2011 года их семья в следующем составе: супруг - ФИО2, супруга - ФИО1 и дети - ФИО3, ФИО4, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье на 2011-2015 г.г." Данное обстоятельство подтверждается постановлением N 129, выданным 05 сентября 2011 года администрацией Жирновского городского поселения.
07 декабря 2011 года у них родился ребенок - ФИО5
ФИО1 обращалась в администрацию Жирновского городского поселения с заявлением о признании ФИО5 участником указанной подпрограммы, однако ответ на заявление им не поступал.
25 ноября 2014 года они получили уведомление о том, что их семья не включена в выписку из приложения 1 к приказу Министерства спорта и молодежной политики Волгоградской области от 26 сентября 2014 года N " ... " об утверждении семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в рамках вышеуказанной подпрограммы.
В настоящее время Министерство спорта и молодежной политики Волгоградской области упразднено, правопреемником Министерства по направлению - поддержка молодых семей, в том числе в области жилья, является Комитет молодежной политики Волгоградской области.
Считали действия Комитета молодежной политики Волгоградской области, выразившиеся в не включении их семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы незаконными.
При этом указали на то, что постановлением администрации Жирновского городского поселения N " ... " от 05 сентября 2011 года их семья была признана относящейся к категории молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
02 октября 2013 года ФИО1 исполнилось 36 лет, в связи с чем, администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области им было направлено уведомление о том, что их семья не включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011-2015 годы, ввиду достижения ею возраста 36 лет.
Однако, муниципальным органом не было учтено, что на момент признания их семьи участницей подпрограммы, возраст всех членов их семьи отвечал требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы.
На основании изложенного просили суд признать незаконными действия Комитета молодежной политики Волгоградской области, выразившиеся в не включении их семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы; обязать Комитет молодежной политики Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение и включить их семью в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно на применение судом закона, не подлежащего применению, а также на неправильное толкование норм закона.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить вынесенное судом первой инстанции решение.
Представитель Комитета молодежной политики Волгоградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Приложением N 3 к Подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил).
В соответствии с пп. "а" п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением администрации Жирновского городского поселения Волгоградской области N " ... " от 05 сентября 2011 года семья ФИО1 (супруг - ФИО2, супруга - ФИО1, сын - ФИО3, сын - ФИО4) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной долгосрочной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье на 2011-2015 г.г.".
25 ноября 2014 года отдел по делам молодежи Жирновского муниципального района уведомил ФИО1 о том, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы их семья не включена в выписку из приложения N 1 к приказу Министерства спорта и молодежной политики Волгоградской области от 26.09.2014 N " ... " об утверждении списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
По смыслу п. п. 20, 22 указанных выше Правил, соответствующий орган местного самоуправления ежегодно формирует списки претендентов на получение социальной выплаты, а орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников той же подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Следовательно, включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает приведенным нормам материального права в их нормативном единстве с положениями раздела II той же подпрограммы, определяющих ее цели и задачи.
Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию в течение всего периода участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов.
С учетом установленных обстоятельств по делу и приведенных правовых положений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку на момент утверждения списка претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы в 2014 году ФИО1, 1977 года рождения, исполнилось 36 лет, семья истцов не соответствовала условиям, предусмотренным п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года, а потому у уполномоченного органа отсутствовали основания для включения семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы; факт незаконности действий Комитета молодежной политики Волгоградской области не нашел своего подтверждения и принял основанное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что оснований для не включения семьи Лютовых в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы не имелось, поскольку на момент признания семьи участницей подпрограммы, возраст всех членов семьи отвечал требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы не может быть принят во внимание.
Учитывая, что бюджетные средства, выделяемые для реализации данной программы, имеют адресный и целевой характер, невключение молодой семьи в список претендентов на получение соответствующей социальной выплаты в соответствующем году в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, направлено на недопущение нецелевого использования бюджетных средств.
Иное толкование положений вышеуказанных норм означало бы расширение законодателем субъекта Российской Федерации круга участников федеральной подпрограммы и предоставляло возможность участия в ней лиц, чей возраст превышает 35 лет.
Между тем в данном случае условия реализации федеральной целевой программы, в том числе и условия при которых молодая семья признается участником этой программы, определяются федеральным законодательством и установление таких критериев не относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Несостоятельным к отмене решения суда судебная коллегия считает и довод жалобы о неправильном применении в тексте судебного акта нормы материального права - указание на законодательство Ростовской области, поскольку вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований основан на применении к спорным правоотношениям норм федерального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 20 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда А.А. Андреев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.