Президиум Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Шепеля В.С.,
членов президиума Осиповой И.Г., Бочкаревой И.Н., Жаворонковой В.А., Ягодиной Л.Б., Швецовой М.В.,
при секретаре Шевчук Н.И.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Бомбасова А. М. к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, администрации города Сокола, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, Федеральному казенному учреждению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области Следственный изолятор N 2 о признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", по определению судьи Вологодского областного суда Жаворонковой В.А., внесенному в президиум Вологодского областного суда по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области.
Заслушав доклад члена президиума Жаворонковой В.А., объяснения представителя УФСИН России по Вологодской области Серовой Е.В., представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области Вальченко Н.М., Бомбасова А.М. и его представителя Комарову Л.П., президиум
УСТАНОВИЛ:
Бомбасов А.М. в период с "ДАТА" по "ДАТА" проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с "ДАТА" по "ДАТА" - в уголовно-исполнительной системе.
Уволен со службы "ДАТА" по пункту "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 (по ограниченному состоянию здоровья).
"ДАТА" Бомбасов А.М. обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, администрации города Сокола, УФСИН России по Вологодской области о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Исковые требования мотивировал нарушением своего права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку на момент увольнения из системы УФСИН России по Вологодской области имел соответствующую выслугу, и неправомерностью отказа о включении в списки желающих получить государственный жилищный сертификат, указав, что в очереди нуждающихся в жилом помещении состоит в органе местного самоуправления - администрации города Сокола, с "ДАТА".
В судебном заседании истец Бомбасов А.М. исковые требования просил удовлетворить по основаниям, изложенным в обоснование иска.
Представители ответчиков администрации города Сокола Гусева Е.А., УФСИН России по Вологодской области Серова Е.В., ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области Федотова Н.Я. иск не признали.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых иск не признал.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 05.11.2014 в удовлетворении исковых требований Бомбасова А.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 26.12.2014 решение Сокольского районного суда Вологодской области от 05.11.2014 в части отказа в иске к УФСИН России по Вологодской области о признании Бомбасова А.М. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы" отменено.
По делу в этой части принято новое решение, которым на УФСИН России по Вологодской области возложена обязанность признать Бомбасова А.М. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы" составом семьи 3 человека.
В остальной части решение Сокольского районного суда Вологодской области от 05.11.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бомбасова А.М. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Вологодский областной суд 19.06.2015, УФСИН России по Вологодской области просит об отмене апелляционного определения по мотиву существенного нарушения норм материального права. Указывает, что Бомбасов А.М. в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы не состоял, городская администрация не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
По запросу судьи Вологодского областного суда от 22.06.2015 дело истребовано в Вологодский областной суд для проверки в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Вологодского областного суда находит их необоснованными, поскольку указанных нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее Правила N 153), исходил из отсутствия совокупности условий, необходимых для признания истца участником подпрограммы, поскольку последний не состоял на учете нуждающихся в федеральном органе исполнительной власти.
Отменяя решение суда первой инстанции и возлагая на УФСИН России по Вологодской области обязанность признать Бомбасова А.М. участником подпрограммы, судебная коллегия сослалась на то, что Бомбасов А.М. состоит на учете в администрации города Сокола в общем списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с семьей из 3 человек, уволен со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы составляет более 10 лет ( ... ), в связи с чем имеются основания признания его участником подпрограммы. При этом отсутствие постановки истца на учет нуждающихся в улучшении условий по месту службы не является самостоятельным основанием для отказа в признании его участником подпрограммы.
Такие выводы суда апелляционной инстанции следует признать правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Право на участие в программе в соответствии с абзацем 6 подпункта "а" пункта 5 Правил N 153 имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 18 Правил N 153, выдачу сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы, указанным в "а" и "б" пункта 5 Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил N 153 для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Действительно, как следует из материалов дела Бомбасов А.М. с "ДАТА" состоит на учете в администрации города Сокола в общем списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 3 человека (л.д. 24), уволен "ДАТА" по пункту "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 (по ограниченному состоянию здоровья) (л.д. 20), имеет выслугу ... (л.д. 7), в связи с чем совокупность условий, необходимых для признания его участником подпрограммы, предусмотренная абзацем 6 подпункта "а" пункта 5 вышеуказанных Правил, имеется.
Оснований, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом апелляционной инстанции не установлено.
Кроме того, несмотря на неоднократные обращения истца в суд и длительность периода с момента увольнения, УФСИН России по Вологодской области не принято мер к постановке его на учет для участия в подпрограмме по обеспечению жилым помещением.
Таким образом, отказ в признании Бомбасова А.М., состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, участником подпрограммы является нарушением его прав на жилище, установленных частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, а также фактических обстоятельств данного дела принятое судом апелляционной инстанции судебное постановление является законным и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Вологодского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение Вологодского областного суда от 26.12.2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: В.С. Шепель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.