Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Петуховой М.Ю.
при секретаре Герасиной Е.С.
с участием представителя заявителя К.А.В. - Б.С.П.,
представителя Департамента Управления имуществом Ивановской области Ч.О.В.,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ивановской области Щ.Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
К.А.В. обратился в суд 19 июня 2015 года в порядке главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков:
с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "данные изъяты", общей площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания цеха комплектации, равной его рыночной по состоянию на 1января 2014 года в размере 4 948 000 рублей;
с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "данные изъяты", общей площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания центрального склада, равной его рыночной по состоянию на 1января 2014 года в размере 946 000 рублей.
В обоснование требования заявитель указывает на то, что увеличение кадастровой стоимости земельных участков привело к значительному повышению налога на землю.
В судебном заседании представитель заявителя Б.С.П. заявление поддержал.
Представитель администрации городского округа Кинешма в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представил письменный отзыв на заявление, в котором администрация просит рассмотреть дело без участия своего представителя, в разрешении спора полагается на усмотрение суда.
Представитель Департамента Управления имуществом Ивановской области Ч.О.В. суду пояснила, что заявитель не оспаривает какие-либо решения, действия (бездействие) заинтересованных лиц, привлеченных к участию в деле, а просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, так как размер земельного налога исчисляется исходя из площади земельного участка и его кадастровой стоимости. Учитывая, что земельный налог отнесен к числу местных налогов и зачисляется соответственно в бюджет поселения, то заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка на рыночную стоимость затронуты законные интересы исключительно городского округа Кинешма. В рассмотрении спора Департамент полагается на усмотрение суда.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области Т.Н.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. Представлен письменный отзыв на заявление, в котором указывается на то, что Управление не нарушало прав, свобод и законных интересов заявителя; с принятием Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в настоящее время государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или, в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. С 01.01.2013 года территориальные органы Росреества не осуществляют полномочия по государственной кадастровой оценке и не являются в делах данной категории заинтересованными лицами. При разрешении заявленных К.А.В. требований по существу Управление полагается на усмотрение.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Щ.Н.Д. суду пояснила, что филиал не уполномочен устанавливать кадастровую стоимость земельных участков; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ГКН на основании акта органа государственной власти, предоставляемого в филиал; нарушений законодательства со стороны филиала допущено не было; заинтересованность в исходе дела у филиала отсутствует.
Возражений относительно представленного заявителем Отчета об оценке N ... рыночной стоимости земельных участков, составленного ООО "Р ... ", и экспертного заключения ... на Отчет об оценке, составленного Экспертным советом Общероссийской общественной организацией " ... " от участников процесса не поступило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление К.А.В. подлежит удовлетворению.
Установлено, что К.А.В. на основании договоров купли-продажи находящихся в государственной собственности земельных участков от ... года является собственником двух земельных участков: с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "данные изъяты", общей площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания цеха комплектации; с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "данные изъяты", общей площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания центрального склада.
Право собственности К.А.В. на указанные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке 13 июля 2012 года, записи регистрации N ... и N ... (л.д. 5, 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. При этом пунктом 1 указанной статьи определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно Приказу Департамента Управления имуществом Ивановской области от 25.11.2014 N ... "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ивановской области" земельный участок с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания - цех комплектации, расположенный по адресу: "данные изъяты", относится к 9 группе по видам разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", удельный показатель кадастровой стоимости составляет 805, 77 рублей за кв. метр, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 год составляет 8666049, 76 рублей ; земельный участок с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания - цех комплектации, расположенный по адресу: "данные изъяты", относится к 9 группе по видам разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости составляет 805, 77 рублей за кв. метр, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 год составляет 1290 036, 79 рублей
Согласно кадастровым справкам от 8 мая 2014 года кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером ... и с кадастровым номером ... определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 8666049, 76 рублей и 1290036, 79 рублей соответственно (л.д. 154, 155).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, самостоятельным основанием пересмотра кадастровой стоимости в суде является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания - цех комплектации, расположенного по адресу: "данные изъяты", по состоянию на 1 января 2014 года согласно Отчету об оценке N ... от 18 мая 2015 года, составленному оценщиком ООО "Р ... ", действительным членом Общероссийской общественной организации " ... " К.М.Г. составляет 4948000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания - цех комплектации, расположенного по адресу: "данные изъяты", по состоянию на 1 января 2014 года согласно вышеуказанному Отчету об оценке N ... от 18 мая 2015 года составляет 946000 рублей (л.д. 15-139).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Представленный заявителем отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, содержит описание объекта оценки, его количественные и качественные характеристики.
Итоговая стоимость объекта оценки определена на основе метода сравнительного подхода, достоверность используемых рыночных данных при ценообразовании стоимости земельного участка приведена в описательной таблице, отчет содержит сведения об источниках используемой информации, приложены копии материалов о продаже земельных участков аналогичного назначения. Расчеты оценщика сопровождаются пояснениями, что обеспечивает возможность проверки его выводов.
Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал пять аналогов объекта оценки, предложенных к продаже в 2013 году (апрель - декабрь). Выбор объектов-аналогов обоснован оценщиком и произведен в соответствии с положениями пункта 22 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256.
Предусмотренные пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 254, принципы обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности соблюдены.
Соответствие подготовленного оценщиком отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждены положительным экспертным заключением N ... от 10 июня 2015 года Общероссийской общественной организации " ... " Экспертный совет. Выводы, сделанные оценщиком ООО "Р ... ", о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными (л.д. 140-153).
Доказательств того, что рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих К.А.В., является иной, чем отражено в Отчете оценщика и экспертном заключении не представлено. Участвующие в деле лица о назначении и проведении судебной оценочной экспертизы не просили. Возражений относительно представленного заявителем Отчета об оценке и экспертного заключения на Отчет об оценке от участников процесса не поступило.
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о рыночной стоимости земельного участка учитываются при определении налоговой базы, что затрагивает права и обязанности заявителя, и на что указывает заявитель в заявлении при обращении в суд.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа в удовлетворении заявления К.А.В. не имеется, и что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером ... и с кадастровым номером ... , расположенных по адресу: "данные изъяты" и "данные изъяты", подлежит установлению равной их рыночной по состоянию на 1 января 2014 года в размере 4948000 рублей и 946000 рублей соответственно.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление К.А.В., поданное 19 июня 2015 года, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания - цех комплектации, расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 4948 000 рублей.
Внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... в размере 4948 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания - центральный склад, расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 946 000 рублей.
Внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... в размере 946 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Петухова М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.