Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Коуровой В.Е., Фоминой А.И.,
с участием прокурора Половниковой А.А.,
при секретаре Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 6 августа 2015 года гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Емельяновой А.П. к государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Емельяновой А.П. к ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу Емельяновой А.П. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере " ... " рублей " ... " копейки.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой А.И., мнение прокурора Половниковой А.А., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области в интересах Емельяновой А.П. обратился в суд с иском к государственному специальному (коррекционному) общеобразовательному учреждению "Лебяжьевская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида" (далее - ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида", школа-интернат), Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о признании за Емельяновой А.П. права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, о взыскании в пользу Емельяновой А.П. денежных средств, потраченных ею на оплату освещения, в размере " ... " руб. " ... " коп. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Курганской области.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в результате которой установлено, что Емельяновой А.П., являющаяся педагогическим работником, перешедшим на пенсию и проживающая в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Однако в нарушение норм действующего законодательства Главное управление образования Курганской области установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений, в связи с чем в " ... " истец самостоятельно вносила плату за электроэнергию, потребленную сверх установленного норматива. Полагал, что отсутствие у истца отдельного прибора учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения не может повлечь за собой отказ в возмещении произведенных расходов по оплате электроэнергии в полном объеме. За " ... " Емельяновой А.П. было оплачено за электроэнергию " ... " руб. " ... " коп., из которых ей возмещено лишь " ... " руб. " ... " коп. Таким образом, сумма не компенсированных истцу расходов за освещение составила " ... " руб. " ... " коп., которые прокурор со ссылкой на статьи 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации просил взыскать с Финансового управления Курганской области.
В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Довгополов Д.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истец Емельянова А.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные прокурором требования поддержала.
Представитель ответчика ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель ответчика Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Судом исковые требования удовлетворены частично, постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Финансовое управление Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают с 01.01.2005. Ответчик полагает, что, поскольку право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено актом федерального законодательства, а условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, то финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 и обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области, выполнены субъектом Российской Федерации в полном объеме. В связи с этим считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части не обеспеченной Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области является необоснованным. Кроме того, полагает, что возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75, влечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки. Оспаривая решение суда, указывает на нарушение судом норм бюджетного и гражданского законодательства в части возложения на Финансовое управление Курганской области обязанности по компенсации истцу расходов на освещение, тогда как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", является Главное управление образования Курганской области. Полагает необоснованным применение судом положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку совокупность оснований для ее применения в настоящем случае не установлена. Считает, что компенсация, на которую истец имеет право, выплачена истцу в соответствии с Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75, нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске к Финансовому управлению Курганской области.
Возражений относительно доводов жалобы не поступало.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Половникова А.А. полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец Емельянова А.П. работала в ГС (К) ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в соответствии с записями в трудовой книжке.
Емельянова А.П. зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: "адрес".
Указанное жилое помещение принадлежит истцу на праве общей долевой собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от " ... ".
Ранее, вступившим в законную силу решением Лебяжьевского районного суда Курганской области от " ... " за Емельяновой А.П. было признано право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления.
Согласно сведений ГКУ "УСЗН N" от " ... " Емельянова А.П. имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения по Закону Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности" по категории "Педагогический работник" на " ... ". Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям Емельяновой А.П. не предоставляются.
Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца как педагогического работника, проживающего в сельской местности, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за период с " ... " по " ... "
Согласно представленной филиалом ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" - "Энергосбыт" информации истцом Емельяновой А.П. за " ... " была произведена оплата электроэнергии на общую сумму " ... " руб. " ... " коп.
Размер начисленной ГС (К) ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" и выплаченной Емельяновой А.П. компенсации за электроэнергию за " ... " составил " ... " руб. " ... " коп.
Сумма не компенсированных расходов Емельяновой А.П. на оплату освещения жилого помещения за " ... " составила " ... " руб. " ... " коп.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая положения части 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что гарантированное государством право Емельяновой А.П. на предоставление бесплатной жилой площади с освещением было нарушено, поскольку мера социальной поддержки в " ... " предоставлялась истцу не в полном объеме, а исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда и не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, принимая во внимание следующее.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).
Из анализа федерального законодательства следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В ст. 2 указанного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно пункту 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
В пункте 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 16 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Прокурор, обратившись с иском в интересах Емельяновой А.П., просил взыскать в ее пользу денежные средства в размере " ... " руб. " ... " коп., израсходованные на приобретение услуг по электроснабжению и некомпенсированные ей своевременно.
По делу установлено и не оспаривалось представителями ответчиков, что Емельянова А.П. как бывший педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения.
Как указывалось выше, данное право признано за истцом решением Лебяжьевского районного суда Курганской области суда от " ... ". Доказательств его утраты истцом в " ... " в связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" материалы дела не содержат, напротив данное право за Емельяновой А.П. признавалось, о чем свидетельствует произведенная ей в " ... " выплата компенсации расходов на освещение в сумме " ... " руб. " ... " коп. из оплаченных ею " ... " руб. " ... " коп.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая Емельяновой А.П. в " ... " мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав в пользу Емельяновой А.П. сумму оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроэнергию за " ... ".
Ссылка апелляционной жалобы на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение", и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм федерального законодательства, в соответствии с которыми Емельянова А.П. имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.
Кроме того, являются необоснованными доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области, по следующим основаниям.
В статье 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Согласно пунктам 12-13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида" является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеет право истец, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Законом Курганской области от 03.12.2013 N 89 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", предусмотрены расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения в виде субвенций на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с непредоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Ссылку жалобы на отсутствие по делу всей совокупности оснований для возмещения вреда, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку основанием для присуждения Емельяновой А.П. спорной денежной суммы является ее право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, которое истцом не было реализовано, а не обязательства из причинения вреда.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильном толковании и применении ответчиком норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Лебяжьевского района о признании за Емельяновой А.П. права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления никем не оспаривается. В соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, как не содержит и предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований к отмене судебного решения, то оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Софина И.М.
Судьи Фомина А.И.
Коурова В.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.