Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Безносовой Е.И., Богдановой О.Н.
при секретаре судебного заседания К.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 4 августа 2015 года
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Б.Л.В. к ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области
на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 13 мая 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Б.Л.В. к ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу Б.Л.В. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере " ... " рублей " ... " копеек
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., мнение прокурора Половниковой А.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Лебяжьевского района обратился в интересах Б.Л.В. в суд с иском к ГКС (К) ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о признании за Б.Л.В. права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, о взыскании в пользу Б.Л.В. денежных средств, потраченных ею на оплату освещения. В обоснование иска указывал, что прокуратурой Лебяжьевского района по заявлению Б.Л.В. была проведена проверка, в результате которой было установлено, что Б.Л.В., являющаяся педагогическим работником и проживающая в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" В нарушение норм действующего законодательства Главное управление образования Курганской области установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений, в связи с чем в 2014 году истец самостоятельно вносила плату за электроэнергию, потребленную сверх установленного ответчиком норматива. Прокурор полагал, что отсутствие у истца отдельного прибора учета потребленной электроэнергии за освещение жилого помещения не может повлечь за собой отказ в возмещении произведенных расходов по оплате электроэнергии на иные цели, кроме освещения. В 2014 году Б.Л.В. было оплачено за электроэнергию " ... " руб., из которых ей возмещено лишь " ... " руб. Сумма некомпенсированных истцу расходов на освещение составила " ... " руб. Со ссылкой на статьи 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор просил взыскать с ответчиков данные денежные средства за счет казны бюджета субъекта Российской Федерации - Курганской области.
В судебном заседании помощник прокурора Д.Д.А. на исковых требованиях настаивал, дав пояснения согласно изложенным в иске доводам.
Истец Б.Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с исковыми требованиями не соглашался, указывал, что Финансовое управление Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является работодателем истца и главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на финансирование мер социальной поддержки гражданам, имеющим на них право, в связи с чем, не осуществляет непосредственное перечисление средств гражданам.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования считал не подлежащими удовлетворению, указывал, что нормативы потребления электроэнергии на освещение жилого помещения Главным управлением образования не устанавливались, порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 18.10.2005 N 379. Ссылался, что истцом не представлено доказательств того, что на освещение ею было потрачено электроэнергии больше, чем в последующем компенсировано. В связи с этим полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с исковыми требованиями не соглашался. Считал что, истец имеет право как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, а не энергоснабжения в целом. Поскольку истцом не ведется раздельный учет потребленной электроэнергии на освещение и иное энергоснабжение, то начисления производились в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. Освобождение от оплаты других видов потребления электроэнергии, в том числе для освещения придомовой территории, хозяйственных построек, использование бытовых приборов, законом не предусмотрено.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Лебяжьевским районным судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Финансового управления Курганской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске к Финансовому управлению Курганской области в полном объеме. В обоснование жалобы вновь указывает, что с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Полагает, что, поскольку право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено актом федерального законодательства, а условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, то финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Однако, денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании", из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают 01.01.2005. Вместе с тем, расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" и обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области, выполнены Курганской областью в полном объеме. В связи с этим считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части не обеспеченной Законом Курганской области N 75, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области не обоснован. Кроме того, полагает, что Законом Курганской области предусмотрена компенсация расходов на оплату освещения жилого помещения, а не электроснабжения в целом. Поскольку доказательств того, что истец понесла расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные образовательным учреждением, не представлено, то оснований для удовлетворения иска у суда не имелось. Указывает на нарушение судом норм бюджетного и гражданского законодательства в части возложения на Финансовое управление Курганской области обязанности по компенсации истцу расходов на освещение, тогда как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", является Главное управление образования Курганской области. Полагает необоснованным применение судом положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку совокупность оснований ее применения в настоящем случае не установлена. Считает, что компенсация, на которую истец имеет право, выплачена истцу в соответствии с Законом Курганской области N 75, нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены своевременно о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела следует, что Б.Л.В. работает учителем физкультуры в ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору, записями в трудовой книжке.
Истец зарегистрирована и проживает в доме по адресу: "адрес", что подтверждается справкой Администрации Лебяжьевского поссовета, копией паспорта Б.Л.В.
Указанное жилое помещение принадлежит супругу истца - Б.А.И. на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от " ... "
Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца как педагогического работника, проживающего в сельской местности, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Согласно представленной филиалом ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" - Энергосбыт информации Б.Л.В. за 2014 год была произведена оплата электроэнергии на общую сумму " ... " руб.
Размер начисленной ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" и выплаченной истцу компенсации за электроэнергию за 2014 года составил " ... " руб.
Сумма некомпенсированных расходов Б.Л.В. на оплату освещения жилого помещения за 2014 года составила " ... " руб.
Настаивая на взыскании в пользу Б.Л.В. данных денежных средств, прокурор указывал на неправомерность действий ответчиков, ограничивающих права истца на меры социальной поддержки путем компенсации ее расходов на оплату освещения жилого помещения, исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) предусматривал, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Действующий с 01.09.2013 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).
Из анализа федерального законодательства следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области от 07.09. 2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В ст.2 указанного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений, находящиеся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09. 2005 N 75 педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Постановлением Правительства Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
В п. 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п.2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе в размере приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, в нормативе потребления коммунальных услуг.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 16 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Обращаясь в суд с настоящим иском в интересах Б.Л.В., прокурор просил взыскать в ее пользу денежные средства в размере " ... " руб., израсходованные ею на приобретение услуг по электроснабжению и некомпенсированные ей своевременно.
Из материалов дела усматривается и не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела, что Б.Л.В. как педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения.
Данное право было признано за истцом решением Лебяжьевского районного суда Курганской области суда от 05.09.2011, доказательств утраты данного права истцом в 2014 году в связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ материалы дела не содержат, напротив данное право истца ответчиками признавалось, о чем свидетельствует произведенная в 2014 году выплата истцу компенсации ее расходов на освещение в сумме " ... " руб.
Согласно представленной справки ГУ Социальной защиты населения Б.Л.В. и ее члены семьи не пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая Б.Л.В. в 2014 году мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и взыскал в пользу истца сумму, оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроэнергию за 2014 год в размере " ... " руб.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства.
Кроме того, являются необоснованными доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области, по следующим основаниям.
В ст. 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Согласно п.п. 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГКС (К)ОУ "Лебяжьевская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида" является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеет право истец, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденной Законом Курганской области от 08.12. 2010 N 78 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусмотрены расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения в виде субвенций на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Аналогичные расходы Финансового управления Курганской области предусмотрены в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год, утвержденной Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Учитывая приведенное выше, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с непредоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Ссылку жалобы на отсутствие по делу всей совокупности оснований для возмещения вреда, предусмотренных ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку основанием для присуждения истцу спорной денежной суммы является ее право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, которое истцом не было реализовано, а не обязательства из причинения вреда.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому они не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.
Поскольку судебное решение в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора о признании за Б.Л.В. права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления не обжалуется, законность и обоснованность судебного решения в целом в силу положений ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки судебной коллегии.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 13 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.