Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 6 августа 2015 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах Кузнецовой Г.Г. к Администрации Юргамышского района Курганской области о признании права на ежемесячную доплату к государственной пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы и о взыскании задолженности по доплате к пенсии,
по апелляционной жалобе Администрации Юргамышского района на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 11 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Юргамышского района в интересах Кузнецовой Г.Г. к Администрации Юргамышского района Курганской области - удовлетворить.
Признать за Кузнецовой Г.Г. право на выплату ежемесячной доплаты к государственной пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы Юргамышского района.
Взыскать с Администрации Юргамышского района Курганской области в пользу Кузнецовой Г.Г., задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии, как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы Юргамышского района за период с 01.02.2014 года по 30.04.2015 года, в сумме " ... " копеек.".
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И., об обстоятельствах дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Юргамышского района обратился в суд с иском в интересах Кузнецовой Г.Г. к Администрации Юргамышского района признании права на ежемесячную доплату к государственной пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы и о взыскании задолженности по доплате к пенсии. В обоснование иска указал, что решением комиссии N 9 от 26.07.2013 по исчислению стажа муниципальным служащим Юргамышского района, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, Кузнецовой Г.Г. была установлена доплата к государственной пенсии в размере 75% к среднемесячному денежному содержанию с 01.07.2013 в сумме " ... " руб., с 01.10.2014 - " ... " руб. По состоянию на 30.04.2015 задолженность Администрации Юргамышского района перед Кузнецовой Г.Г. составляет " ... " руб. В нарушение положений п. 12 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ответчик свои обязанности по ежемесячной доплате к государственной пенсии не выполняет, тем самым нарушает права истца на дополнительное пенсионное обеспечение муниципального служащего Юргамышского района, вышедшего на пенсию. На основании изложенного просил признать за Кузнецовой Г.Г. право на ежемесячную доплату к государственной пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы Юргамышского района и взыскать с Администрации Юргамышского района в пользу Кузнецовой Г.Г. задолженность по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере " ... " руб.
В судебном заседании помощник прокурора Силина С.В., истец Кузнецова Г.Г. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района, третьего лица МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" Смирнова Н.М. с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Юргамышской районной Думы, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Юргамышского района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что постановленное судом решение является неисполнимым, поскольку в решении о бюджете Юргамышского района достаточных средств на исполнение распоряжения о доплатах муниципальным служащим Юргамышского района не предусмотрено. Полагает, что в данном случае судом допущено неправильное толкование норм материального права, а именно закона о бюджете.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение, в силу ст. 72 (п. "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации и согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации, возложены федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Решением Юргамышской районной Думы от 20.09.2007 N217, с учетом внесенных изменений Решением Думы N 227 от 27.03.2013, к высшим должностям муниципального образования Юргамышского района отнесены в том числе - руководители отраслевого (функционального органа).
Данное соотношение должностей муниципальных служащих Юргамышского района, соответствует реестру должностей, установленному Законом Курганской области от 30.05.2007 N251 "О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области".
Решением Юргамышской районной Думы от 27.12.2007 N 259 "О доплате к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Юргамышского района и муниципальные должности муниципальной службы Юргамышского района" предусмотрена доплата к пенсии исходя из среднемесячного должностного оклада.
Согласно п. 1-3 указанного решения, лицам, замещавшим высшие муниципальные должности не менее 8 лет и получавшим денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии определяется (по выбору этих лиц) за последние 12 полных месяцев по муниципальной должности, замещавшего на день достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсии по старости, либо по последней муниципальной должности. Доплата, к пенсии исходя из среднемесячного должностного оклада. При этом лица, уволенные по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно при увольнении.
Порядок оформления и назначения доплаты к пенсии утвержден Решением Юргамышской районной Думы от 27.12.2007 N 260.
Решением от 16.11.2012 N 195 принято новое Положение "О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и занимавшим должности муниципальной службы Юргамышского района" (далее - Положение N 195). Решения Юргамышской районной Думы N 259 и N 260 утратили силу с 01.01.2013.
Положение N 195 содержит аналогичные требования и права муниципального служащего в части пенсионного обеспечения и доплат к нему, но уже исходя из денежного содержания муниципального служащего. При этом право выбора, для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии за последние 12 полных месяцев по муниципальной должности, замещавшего на день достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, либо по последней муниципальной должности по должности при увольнении или по муниципальной должности, сохранено.
Решением Юргамышской районной Думы от 18.06.2013 N 247 внесены изменения в Решение Думы N 195 от 16.11.2012, согласно которому: право выбора на доплату к государственной пенсии - исключено, должностные оклады заменены на денежное содержание, процентные надбавки - исключены.
С 01.01.2013 ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии составляла 55% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, но не менее 500 руб. При замещении должности свыше 15 лет размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы, при этом доплата к ней не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.
Из записей в трудовой книжке следует, что Кузнецова Г.Г. 10.03.1949 года рождения, с 19.07.1993 работала в должности заместителя заведующей, с 15.12.1996 заведующей отделом образования Администрации Юргамышского района, 27.10.2009 уволена в связи с выходом на пенсию.
Кузнецова Г.Г. вышла на пенсию на льготных основаниях с должности заведующей отдела образования Администрации Юргамышского района, которая в соответствии с реестром муниципальных должностей Администрации Юргамышского района, отнесена к группе высших должностей муниципальной службы.
Из материалов пенсионного дела Кузнецовой Г.Г. следует, что при увольнении ей произведен расчет доплаты к пенсии, исходя из среднемесячного должностного содержания руководителя МУ отдела образования Администрации Юргамышского района, который составлял " ... " руб.
Установлено, что согласно распоряжению Главы Юргамышского района от 25.02.2013 N р-л, Кузнецовой Г.Г. установлен муниципальный стаж 17 лет 9 месяцев 26 дней и ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 61% к среднемесячному денежному содержанию в сумме " ... " руб. с 01.01.2013 по 31.01.2013; с 01.02.2013 - " ... " руб.
В справке о расчете задолженности Администрации Юргамышского района от 09.06.2015 N указана общая задолженность перед истцом за период с 01.02.2014 по 30.09.2014, которая составила " ... " руб.
Решением Юргамышской Районной Думы от 17.12.2014 N 336 Положение к решению Юргамышской районной Думы от 16.11.2012 N 195, изложено в новой редакции, данное решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.10.2014 (далее - Положение N 336).
Положением N 336 с 01.10.2014 предусмотрена ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, которая устанавливается в следующем размере: лицам, замещавшим высшие должности муниципальной службы, в размере - " ... " руб., главные должности - " ... " руб.
Расчет суммы ежемесячной доплаты к государственной пенсии с учетом Положения N 336 за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 составил: " ... " руб. х 7 мес.= " ... " руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет ежемесячной доплаты к государственной пенсии Кузнецовой Г.Г. произведен ответчиком в соответствии с приведенными выше правовыми нормами, задолженность за период с 01.02.2014 по 30.04.2015, составила " ... " руб., которая сторонами не оспаривается.
Представитель ответчика, не соглашаясь с заявленными требованиями, указывал на недостаточность финансирования возложенных на ответчика обязательств по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии истца.
Суд правомерно отразил в решении, что по своей правовой природе введенные доплаты не относятся к пенсионному обеспечению, право на которое гарантировано ст. 9, 15, 19 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", а являются дополнительной социальной гарантией. Орган местного самоуправления вправе самостоятельно определять круг лиц, устанавливать порядок и условия предоставления введенной им за счет собственных средств дополнительной социальной гарантии, а также решать вопросы их перераспределения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения вывод суда о том, что отсутствие достаточного финансирования не является основанием к отказу в иске.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Поскольку финансирование ежемесячных доплат к государственной пенсии муниципальным служащим осуществляется за счет собственных доходов соответствующего муниципального образования, то оно с учетом бюджетных возможностей вправе вводить, изменять порядок и условия выплаты такой доплаты, в том числе приостанавливать её выплату.
В данном случае материалы дела не содержат сведений о том, что указанная выплата соответствующим решением (распоряжением) ответчика была приостановлена ввиду отсутствия (недостаточности) бюджетных средств в спорный период, поэтому оснований для отказа в выплате заявленной суммы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и ошибочному толкованию норм материального права, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Решение суда проверено в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения вывод суда о том, что "отсутствие достаточного финансирования по ежемесячной доплате к государственной пенсии истца не является основанием к отказу в иске".
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.