Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А.,
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 августа 2015 года,
дело по апелляционной жалобе Главы Ленинского поселения Минераловодского района Дорофеева А.В.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2015 года
по заявлению Минераловодского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края, связанного с не принятием мер по разработке и утверждению схем теплоснабжения поселения и обязании в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением к администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края, связанного с не принятием мер по разработке и утверждению схем теплоснабжения поселения и обязании в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения.
В обоснование заявленных требований в заявлении указано, что Минераловодского межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления поселений Минераловодского района статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту - Закон), которым устанавливается обязанность органов местного самоуправления поселений по утверждению схем теплоснабжения поселений.
Согласно п. 6 ст. 6 Закона установлено утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации относится к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.
Постановлением Правительства РФ от 02.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" утверждены требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также требования к схемам теплоснабжения. Проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений и юридическими лицами или совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами.
Схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно п. 4.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению Вопросов местного значения относятся полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом.
В силу п. 2.8.1 приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее по тексту - Приказ) при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы:
генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;
инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции но охране труда;
- и другие документы.
В соответствии с п.п. 2.8.2-2.8.3 Приказа в производственных службах устанавливаются перечни необходимых инструкций, схем и других кооперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации. Перечни документов пересматриваются не реже 1 раза в 3 года.
Обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре. Все изменения в тепловых энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, вносятся в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения. Информация об изменениях в инструкциях, схемах и чертежах доводится до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих инструкций схем и чертежей. Схемы вывешиваются на видном месте в помещении данной тепловой энергоустановки или на рабочем месте персонала, обслуживающего тепловую сеть.
Реализация данных мероприятий призвана обеспечить модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, повестить надежность и эффективность функционирования его объектов. Наличие указанных схем является обязательным предварительным условием принятия и осуществления инвестиционных программ организаций ЖКХ в соответствии с п. 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 140 от 05.05.2014.
8.12.2012 Минераловодский городской суд вынес решение по заявлению Минераловодского межрайонного прокурора о признании бездействия администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края незаконным.
Не смотря на состоявшееся судебное постановление, администрация Ленинского поселения за истекший период с 2013 до настоящего времени не приняла мер к разработке и утверждению схемы теплоснабжения Ленинского селения, в связи с чем, схема теплоснабжения Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края по состоянию на день ращения в суд не разработана и не утверждена.
Невыполнение ответчиком до настоящего времени обязанности по принятию мер к разработке и утверждению схемы теплоснабжения селения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения", нарушает жилищные права неопределенного круга лиц -потребителей коммунальных услуг - на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не обеспечивает безопасного теплоснабжения населения, препятствует экономическому стимулированию развития систем теплоснабжения и внедрению энергосберегающих технологий.
Просил суд признать бездействие администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края, связанное с непринятием мер по разработке и утверждению схем теплоснабжения поселения незаконным и обязать администрацию Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края устранить выявленные нарушения в течении 2-х недель со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2015 года исковое заявление Минераловодского межрайонного прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе Глава Ленинского поселения Минераловодского района СК Дорофеев А.В. просит решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. просит решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Левушкину Е.В., считающую решение суда законным и просившую изменить резолютивную часть решения в части указания сроков обращения в Управление Росреестра по СК, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Постановлением Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 4.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Федеральный закон N 190-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Согласно части 3 статьи 29 Федерального N 190-ФЗ утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений и юридическими лицами или совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно п. 2.8.1 приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями; инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции но охране труда; и другие документы.
В соответствии с п.п. 2.8.2-2.8.3 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 в производственных службах устанавливаются перечни необходимых инструкций, схем и других кооперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации. Перечни документов пересматриваются не реже 1 раза в 3 года. Обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре. Все изменения в тепловых энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, вносятся в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения. Информация об изменениях в инструкциях, схемах и чертежах доводится до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих инструкций схем и чертежей. Схемы вывешиваются на видном месте в помещении данной тепловой энергоустановки или на рабочем месте персонала, обслуживающего тепловую сеть.
Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции, на территории Ленского поселения Минераловодского района до настоящего времени схема теплоснабжения поселения отсутствует. Данный факт ответчиком не отрицается.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что заявление Минераловодского межрайонного прокурора о признании бездействия администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края, связанном с непринятием мер по разработке и утверждению схем теплоснабжения поселения, является законным обоснованно.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Что касается решения суда в части возложения обязанности на администрацию Ленинского поселения Минераловодского район СК в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в этой части.
В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Из мотивировочной части решения суда следует, что судом не обсуждался вопрос о сроках совершения конкретных действий с учетом характера дела.
В связи с чем, установление двухнедельного срока для произведения определенных действий администрацией Ленинского поселения является необоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2015 года в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В остальной части решение суда изменить.
Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, устранить выявленные нарушения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.