Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Каракич Л.Л.,
судей Ткачук М.А. и Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Мархееве А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Осинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующими Приложений N 1 и N 2 к Решению Думы муниципального образования "Осинский район"
по апелляционной жалобе Думы муниципального образования "Осинский район"
на решение Осинского районного суда Иркутской области от 20 мая 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспорил приложения N 1 и N 2 к решению Думы муниципального образования "Осинский район" от 5 ноября 2014 года N 06, которым утверждены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Осинского района, и их экономическое обоснование, как несоответствующие части 4 статьи 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 15 ФЗ "О защите конкуренции", и просил признать их недействующими с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование заявления указано на отсутствие экономического обоснования коэффициентов к арендной плате, применяемых для всех категорий земельных участков. Кроме того, указано на несоответствие представленного экономического обоснования применяемых коэффициентов к арендной плате принципам определения арендной платы.
В судебном заседании прокурор уточненное заявление поддержал.
Представитель органа местного самоуправления возражал против заявленных требований.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Думы просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Не согласен с выводом суда об отсутствии экономического обоснования коэффициентов к арендной плате, полагая, что его наличие либо отсутствие может быть установлено только заключением эксперта.
Заслушав доклад по делу, объяснения представителя Думы МО "Осинский район" Б.., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Мальхановой Е.В., поддержавшей возражения на жалобу и полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение суда и обстоятельства дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года N 213-па "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" установлен следующий порядок определения размера арендной платы за использование земельного участка: арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок, за исключением случаев определения размера арендной платы в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения. При этом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Как следует из приложения N 1 к оспариваемому решению, им установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы в зависимости от разрешенного вида использования земельных участков на территории Осинского муниципального образования, которая рассчитывается по формуле S x Аб x Пк, где: S - площадь земельного участка; Аб - удельный показатель кадастровой стоимости; Пк - корректирующий коэффициент.
В качестве экономического обоснования величины корректирующего коэффициента Думой представлено обоснование корректирующих коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков в зависимости от их функционального использования (Приложение N 2), из которого следует, что корректирующие коэффициенты рассчитаны по формуле К1 x ... Кn, где К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого участка, равный налоговой ставке земельного налога, К2 - коэффициент, учитывающий вид деятельности предприятий, организаций, учреждений; К3 - коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета; К4 - коэффициент местоположения, который отражает удобство коммерческого использования земельного участка; К5 - коэффициент инфляции, Кn - иные коэффициенты для льготных видов деятельности арендаторов.
Из указанной формулы следует, что установление коэффициентов за пользование земельными участками различных категорий было осуществлено не только с учетом вида разрешенного использования и категории земельного участка, но и с учетом иных параметров, не предусмотренных какими-либо нормативными правовыми актами, что в силу указанных выше норм обязывает орган местного самоуправления помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков провести анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть установить экономическое обоснование размера арендной платы на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Вместе с тем, как следует из содержания оспариваемого акта, администрация муниципального района предусмотрела для всех категорий земель корректирующие коэффициенты, однако их размер с учетом конкретного вида разрешенного использования экономически не обосновала.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда о том, что произвольно установленные органом местного самоуправления размеры коэффициентов нарушают права неопределенного круга лиц, и постановлено законное и обоснованное решение о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону "О защите конкуренции".
При этом являются несостоятельными доводы апеллянта о необходимости проведения экспертизы экономического обоснования дифференциации установленных коэффициентов, поскольку фактически корректирующие коэффициенты органом местного самоуправления обоснованы не были.
Судебная коллегия не усматривает наличия предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, и апелляционную жалобу отклоняет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинского районного суда Иркутской области от 20 мая 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи М.А. Ткачук
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.