Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Каракич Л.Л.,
судей Ткачук М.А. и Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Мархееве А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Блинникова А.С. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, восстановлении нарушенного права
по апелляционной жалобе Блинникова А.С.
на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Блинников А.С. обжаловал решение КУМИ и ГП Иркутского районного муниципального образования об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного на землях поселений д. Новолисиха Ушаковского муниципального образования для огородничества.
В обоснование заявления, поданного в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Блинников А.С. указал, что 17 июня 2014 года обратился в администрацию Иркутского района с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, к которому были приложены все необходимые документы.
Письмом КУМИ и ГП Иркутского районного МО от 21 июля 2014 года в предоставлении в собственность участка ему отказано по мотивам того, что земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Считает отказ незаконным, принятым с нарушением статьи 28 Земельного кодекса РФ и Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан", поскольку участок на кадастровый учет не поставлен, федеральная собственность на объект недвижимости не зарегистрирована, следовательно, участок не может быть отнесен к категории земель лесного фонда. Оспариваемое решение неправомерно препятствует реализации заявителем права на получение в собственность земельного участка.
Просил решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка признать незаконным, обязать администрацию Иркутского района устранить препятствия к осуществлению его прав и свобод путем предоставления испрашиваемого участка в собственность.
В судебном заседании Блинников А.А. участия не принимал, его представитель заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованных лиц администрации Иркутского района и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Х. заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению.
Решением суда заявление Блинникова А.С. удовлетворено частично, отказ в предоставлении участка в собственность признан незаконным, на орган местного самоуправления возложена обязанность по рассмотрению заявления Блинникова А.С. в установленном законом порядке.
Блинников А.С. с решением суда не согласился, просил в апелляционной жалобе его отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указал следующее. Возлагая на администрацию обязанность по повторному рассмотрению его заявления в установленном законом порядке, суд посчитал необходимым установление наличия либо отсутствия у заявителя права на предоставление в собственность земельного участка. Вместе с тем указанные обстоятельства предметом настоящего спора не являлись, кроме того, заинтересованными лицами субъективное право заявителя на бесплатное предоставление участка не оспаривалось. В отсутствие правовой оценки доводам его заявления, решение суда не может быть признано законным.
Заслушав доклад по делу, объяснения представителя администрации Иркутского районного МО и Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Ш., возражавшей против жалобы, проверив обстоятельства дела, решение суда по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 года N 8-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" (в редакции, действовавшей на момент обращения Блинникова А.С.) дополнительно к установленным федеральными законами случаям предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно на территории Иркутской области устанавливается возможность предоставления земельных участков в собственность граждан однократно бесплатно, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества - всем гражданам.
Реализуя предоставленное региональным законодательством право на получение участка, Блинников А.С. с соответствующим заявлением обратился в КУМИ и ГП Иркутского районного МО.
Как следует из материалов дела, в предоставлении в собственность участка заявителю отказано по мотивам того, что испрашиваемый им земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Как видно из содержания решения, все обстоятельства, касающиеся места расположения участка были судом исследованы и установлены.
Однако разрешая заявленные требования суд оценки этим обстоятельствам не дал, а признавая отказ КУМИ и ГП Иркутского районного МО незаконным, сослался на отсутствие сведений о субъективном праве Блинникова А.С. на участок, предоставляемый в порядке Закона Иркутской области от 12 марта 2009 года N 8-ОЗ, следствием чего, по мнению суда, явилось несоблюдение установленного законом порядка предоставления участка.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, право Блинникова А.С. на предоставление участка для ведения огородничества заинтересованными лицами не оспаривалось, предметом настоящего спора не являлось и на обсуждение сторон не ставилось.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Указанным нормам процессуального закона решение суда не соответствует, поскольку заявленные Блинниковым А.С. требования по существу судом не разрешены.
На основании изложенного, решение суда от 16 апреля 2015 года подлежит отмене по основаниям пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, спор возник из-за отказа в предоставлении конкретно выбранного заявителем земельного участка, который, по мнению Блинникова А.С., находится в границах муниципального образования.
Соответствующее заявление рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух необходимых условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В подтверждение возражений относительно невозможности предоставления участка в собственность Блинникова А.С. администрацией представлена выкопировка из Плана пригородной дачи пригородного лесничества Иркутского лесхоза Иркутской области (лесоустройство 2003 год) по материалам государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также письмо Управления Росреестра в Иркутской области, подтверждающие нахождение испрашиваемого участка в границах земель лесного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно статье 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся кроме перечисленных в указанной статье земельных участков, в том числе, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В силу статьи 3 указанного Закона, пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление и распоряжение указанными землями осуществляет Российская Федерация.
Принимая во внимание отсутствие у органов местного самоуправления правомочий по распоряжению землями, находящимися в федеральной собственности, отказ в предоставлении испрашиваемого Блинниковым А.С. земельного участка является законным, оспариваемое им решение КУМИ и ГП Иркутского районного МО от 21 июля 2014 года - правомерным и не нарушающим его права, а доводы заявителя об отсутствии для этого законных оснований несостоятельными.
Не подлежат удовлетворению и требования заявителя о возложении на администрацию Иркутского районного муниципального образования обязанности по предоставлению в собственность земельного участка, поскольку вопросы, связанные с распоряжением земельными участками, в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к компетенции органа местного самоуправления и должны быть им разрешены в установленном законом порядке.
Все ссылки заявителя на отсутствие пересечений испрашиваемого участка с границами земель лесного фонда являются голословными, доказательствами не подтверждены.
Учитывая, что нахождение испрашиваемого участка в границах земель лесного фонда подтверждается сведениями Управления Росреестра в Иркутской области, доводы Блинникова А.С. о незаконности отказа не основаны на фактических обстоятельствах дела и на законе.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Блинникова А.С.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иркутского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2015 года по настоящему гражданскому делу отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления Блинникова А.С. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, восстановлении нарушенного права отказать.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи М.А. Ткачук
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.