Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев жалобу Очищалкиной И.И. на вступившие в законную силу решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 08 июня 2015 года, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 11 г.Бийска Алтайского края от 11 апреля 2015 года, которым
Очищалкина И.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка "адрес" "адрес", зарегистрированная по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", проживающая по адресу: "адрес", являющаяся "данные изъяты",
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
согласно постановлению исполняющего обязанности прокурора г.Бийска от 17 марта 2015 года "данные изъяты" Очищалкина И.И., осуществляющая исполнительно-распорядительные полномочия, по результатам рассмотрения заявления Д. о предоставлении в собственность "адрес" в "адрес" Алтайского края от 12 ноября 2014 года, заключила с ней договор о передаче жилого помещения в собственность 15 января 2015 года, то есть с нарушением двухмесячного срока, установленного п.2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договора передачи жилья в собственность граждан в порядке приватизации", утвержденного постановлением администрации города Бийска от 26 декабря 2013 года N 4091 (далее - Административный регламент), ст.8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации). Аналогичные нарушения допущены Очищалкиной И.И. при рассмотрении заявления С. от 10 ноября 2014 года, заявления И. от 12 ноября 2015 года, на основании которых договоры передачи жилья в собственность заключены 15 января 2015 года.
По делу вынесено вышеуказанное постановление (с учетом определения того же мирового судьи от 24 апреля 2015 года об исправлении описки).
Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 08 июня 2015 года жалоба Очищалкиной И.И. удовлетворена частично, постановление мирового судьи изменено, из объема вмененного правонарушения исключены указания на его совершение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также на то, что оно повлекло непредоставление государственной услуги заявителю. Действия Очищалкиной И.И. квалифицированы по ч.1.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение должностным лицом органа исполнительной власти органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, Очищалкина И.И. просит отменить вынесенные судебные постановления, прекратить производство по делу, указывая на то, что она не предоставляла государственную услугу, в связи с чем в ее действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, не предусматривающий ответственность за нарушение порядка предоставления муниципальной услуги; оказание государственной услуги не может регулироваться Административным регламентом предоставления муниципальной услуги; при вынесении обжалуемых судебных актов судьями не принята во внимание судебная практика по аналогичному делу; срок, установленный Законом о приватизации, не нарушен, так как решение о приватизации в форме постановления администрации города Бийска принято 25 декабря 2014 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии с ч.1.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения вмененного правонарушения) нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Общественные отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон).
Согласно п.п. 1, 2 ст.2 Федерального закона государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления может предоставлять государственные услуги лишь при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По вопросам местного значения орган местного самоуправления предоставляет муниципальные услуги.
Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги определяется административным регламентом (п.4 ст.2 Федерального закона). Административные регламенты в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, разрабатываются и утверждаются на уровне соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования в форме региональных или муниципальных нормативных правовых актов (ст.ст. 3, 13 Федерального закона).
По смыслу приведенных норм права, ч.1.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространяется только на должностных лиц органа местного самоуправления, допустивших нарушения при предоставлении государственной услуги, и в случае, если нормативное правовое регулирований отношений, возникающих в связи с предоставлением такой услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, и не предусматривает возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц органа местного самоуправления за нарушение порядка и сроков предоставления муниципальных услуг, регулирование отношений по предоставлению которых осуществляется муниципальными правовыми актами.
Признавая Очищалкину И.И. виновной в совершении вмененного правонарушения, мировой судья исходил из того, что ею допущено нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее предоставление такой услуги с нарушением срока, предусмотренного п.2.5 Административного регламента.
С таким выводом мирового судьи согласился и судья городского суда.
Между тем указанные выводы судей обеих инстанций не основаны на законе.
Как следует из материалов дела, в вину заявителю вменено нарушение срока при предоставлении муниципальной услуги "Заключение договора передачи жилья в собственность граждан в порядке приватизации". Порядок предоставления указанной услуги урегулирован административным регламентом, утвержденным нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
На включение названной услуги в перечень муниципальных услуг указано и в п.37 разд.VII Перечня муниципальных услуг города Бийска Алтайского края, утвержденного администрацией города Бийска от 30 января 2013 года N 207.
При этом указанная услуга осуществляется органом местного самоуправления по вопросу местного значения, предусмотренному п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа).
Учитывая изложенное, оснований для привлечения Очищалкиной И.И. за нарушение срока заключения договора передачи жилья в собственность граждан в порядке приватизации, предусмотренного Административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным на уровне муниципального образования, к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у мирового судьи не имелось.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей городского суда приведенные выше обстоятельства в нарушение ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, вынесенные в отношении Очищалкиной И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях Очищалкиной И.И. состава вмененного ей административного правонарушения.
Руководствуясь ч.2 ст.30.13 и п.4 ч.2 ст.30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 11 г.Бийска Алтайского края от 11 апреля 2015 года, решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 08 июня 2015 года, вынесенные в отношении Очищалкиной И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Лобова
Справка:
мировой судья Шелиховская С.С.,
судья городского суда Ануфриев В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.