Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.,
при секретаре Ишкубатове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Исматова И.Ш. - Гайнизаманова Э.И. на постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2015 года, которым
гражданин Республики Таджикистан Исматов ИШ, ... , признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме принудительного и контролируемого перемещения через границу РФ, с помещением и содержанием в специальном учреждении УФМС РФ по РБ,
УСТАНОВИЛА:
25 июня 2015 года ведущим специалистом-экспертом ОИК УФМС России по РБ Мироновым Д.В. в отношении иностранного гражданина Исматова И.Ш. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении в отношении Исматова И.Ш. направлено на рассмотрение в Кировский районный суд г. Уфы РБ, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
Не соглашаясь с постановлением судьи, защитник Исматова И.Ш. - Гайнизаманов Э.И. подал жалобу, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что у Исматова И.Ш. есть девушка, с которой он собирается заключить брак, она беременна, что подтверждается справкой. Исматов И.Ш. оплачивал патент, срок его действия не истек. Судья указанным обстоятельствам должной оценки не дал, документы, подтверждающие оплату патента, не запросил.
В судебном заседании защитник Исматова И.Ш. - Гайнизаманов Э.И. жалобу поддержал полностью.
Представитель УФМС РФ по РБ Гарипов А.А. в судебном заседании доводы жалобы обоснованными не признал.
Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствии надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания Исматова И.Ш., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, суд, рассматривающий дело по жалобе, приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года (в редакции от 23 июля 2013 года) N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (рассматриваемый случай к исключительным, предусмотренным Федеральным законом не относится). Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона на срок не более года.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, ... при проверке документов было установлено, что Исматов И.Ш. проживает на территории РФ с нарушением режима пребывания, выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания с 06 января 2015 года.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность Исматова И.Ш. подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25.06.2015 года (л.д.3), объяснением Исматова И.Ш. от 25 июня 2015 года (л.д.4).
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Совершенное Исматовым И.Ш. административное правонарушение правильно квалифицировано по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Исматов И.Ш. оплачивал патент, что продляет срок его действия, являются несостоятельными, поскольку ничем объективным не подтверждаются, более того, решением начальника отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по РБ от 05 марта 2015 года патент, выданный Исматову И.Ш., был аннулирован.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство о запросе сведений из налоговой инспекции об оплате Исматовым И.Ш. патента, подтверждения не нашла, поскольку согласно протокола судебного заседания судьей районного суда данное ходатайство было рассмотрено (л.д.90).
Конституция Российской Федерации гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации только тем, кто законно на ней находится (статья 27 часть 1).
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 г. N 628-О).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории (Постановления от 19 февраля 1996 г. по делу "Гюль (Gul) против Швейцарии", ? 38; от 10 марта 2011 г. по делу "Киютин (Kiyutin) против России", ? 53 и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 18 октября 2006 г. по делу "Юнер (Uner) против Нидерландов", ? 54; от 6 декабря 2007 г. по делу "Лю и Лю (Liu and Liu) против России", ? 49; Решение от 9 ноября 2000 г. по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов (Andrey Shebashov) против Латвии" и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела, при назначении 31 июля 2015 г. Исматову И.Ш. административного наказания судьей Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены.
Материалами дела подтверждается, сам Исматов И.Ш. не отрицает, что по истечении определенного срока пребывания он территорию Российской Федерации не покинул.
Наличие у иностранного гражданина беременной гражданской супруги на территории РФ не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать иммиграционное законодательство Российской Федерации и не является основанием к признанию невозможным применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах назначение Исматову И.Ш. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих соразмерность этой меры ответственности предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановление о назначении Исматову И.Ш. наказания вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении, протокола объяснения Исматову И.Ш. были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации и ст.25.1 КоАП РФ, в том числе право на защитника и услуги переводчика, от услуг которых он отказался, о чем имеется его подпись.
Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих отмену постановления, не имеется. Дело рассмотрено судьей районного суда с участием Исматова И.Ш., порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Таджикистан Исматова ИШ, оставить без изменения, жалобу представителя Исматова И.Ш. - Гайнизаманова Э.И. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Сиражетдинов И.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.