Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.,
судей Троценко Ю.Ю.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Калимуллиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кузеева А.И. на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении уточненных исковых требований Кузеева ФИО14 к Администрации Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан о защите жилищных прав лица, оставшегося без попечения родителей, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., объяснения представителя Администрации Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - Салимова И.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузеев А.И. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с требованием о защите жилищных прав лица, оставшегося без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований указано, что дата умер отец ФИО9, дата умерла мать - ФИО10 Осталось три брата - старший Кузеев ФИО30, дата, он и младший - Баймухаметов ФИО28., дата. Постановлением главы администрации N ... от дата опекуном над ним и братом Баймухаметовым ФИО29. назначена ФИО11, которая жила отдельно в адрес РБ. Фактически опекуном являлся старший брат - Кузеев ФИО27 В дата он окончил ... адрес, с дата проходил срочную воинскую службу. дата жилищным отделом администрации, по заявлению Кузеева ФИО15, их троих, как сирот, поставили на учет для предоставления жилья во внеочередном порядке. ФИО2 каждый год ходил в жилищный отдел и ему говорили, что очередь движется, что они действительно состоят на учете на получение жилья как лица, оставшиеся без попечения родителей. Однако в дата узнали, что в очередь на получение жилья поставлен только брат ФИО2, а он с братом указаны в качестве членов семьи, им не было разъяснено, что они должны обратиться с отдельными заявлениями, а опекун недобросовестно относилась к обязанностям. В связи с чем он заблуждался и был уверен, что состоит на учете на получение жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Поскольку постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район от дата семья в составе трех человек поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, он полагает, что данное обстоятельство является уважительной причиной, чтобы его приняли на внеочередной учет по предоставлению жилья. На заявление от дата ему сообщили, что отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору специализированного найма, поскольку его возраст на момент подачи заявления превышает 23 года, поэтому он не может быть отнесен к лицам из числа детей-сирот и не может рассчитывать на меры социальной поддержки, предоставляемые этой категории граждан. Истец полагает, что он как сирота не был поставлен на соответствующий учет в жилищном отделе при администрации муниципального района Учалинский район по уважительной причине вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками жилищного отдела и Администрации муниципального района Учалинский район, которые принимая заявление от брата ФИО2 не включили его в соответствующий список отдельно, поскольку он обладал статусом сироты, на протяжении длительного времени сотрудники жилищного отдела вводили в заблуждение его и брата, что они состоят на учете как сироты.
Истец просил признать право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; принять на регистрационный учет на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, включив в список детей-сирот, состоящих на получение льготного жилья с дата.
В последующем истец уточнил требования, просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в части не постановки в Список детей-сирот на получение жилья с дата; признать незаконными действия сотрудников жилищного отдела Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в части сокрытия информации о не постановки в Список детей-сирот на получение жилья с дата; признать право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; принять на регистрационный учет на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, включив в список детей-сирот, состоящих на получение льготного жилья с дата.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, Кузеев А.И. просит в апелляционной жалобе отменить его, указывая на незаконность и необоснованность судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года изменен порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Названным Федеральным законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положений Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Отказывая Кузееву А.И. в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец не состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратился за получением жилья после достижения 23-х летнего возраста, в связи с чем утратил право на получение указанной меры социальной поддержки.
Между тем с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Кузеев ФИО16, дата года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Кроме истца в семье имеются еще два брата: Кузеев ФИО17, дата года рождения, и Баймухаметов ФИО31, дата года рождения, которые также относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке
Согласно представленным апелляционной инстанции учетным делам, Кузеев ФИО18 постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с составом семьи 3 человека (постановление от дата). Однако как пояснил судебной коллегии представитель администрации, в последующем Кузеев ФИО19 снят с учета без соответствующего постановления.
Из текста искового заявления следует, что истец полагал, что вместе с братом Кузеевым ФИО20 в дата поставили на учет и его с младшим братом Баймухаметовым ФИО24 поэтому с отдельным заявлением в администрацию истец не обращался.
На обращение истца дата в Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с заявлением о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, дата дан ответ об отсутствии оснований для постановки его на учет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением им 23-летнего возраста.
Согласно выписке из постановления от дата Баймухаметов Т.А., дата года рождения, признан нуждающимся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ранее при установлении опекунства за несовершеннолетними Баймухаметовым Т.А. и Кузеевым А.И. было закреплено право на проживание по адресу: адрес кв.м. (постановление N N ... от дата).
Между тем в настоящее время Кузеев А.И. зарегистрирован с дата по иному адресу: адрес По указанному адресу также состоят на учете с дата брат Кузеев ФИО26 дата брат Баймухаметов ФИО25 с дата ФИО4 и Кузеев ФИО23.
дата между МУП " ... " (наймодатель) и Кузеевым ФИО21 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения в муниципальном общежитие.
Пунктом п. N ... указанного договора предусмотрено, что наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи во владение и бессрочное пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее из ... комнаты, жилой площадью ... кв.м. по адресу: адрес
В связи с предоставлением Кузееву ФИО22 и членам его семьи иного жилого помещения, комнаты в общежитии, в том числе брату ФИО1, в настоящее время истцу невозможно заселится в ранее занимаемое помещение.
Кузеев ФИО32. не имеет жилых помещений на праве собственности, проживает в комнате общежития, размер общей площади на одно лицо, проживающее в комнате, исходя из количества зарегистрированных лиц и площади комнаты составляет менее учетной нормы, иного жилья истец не имеет.
Судебная коллегия отмечает, что в настоящее время возраст истца превышает 23 года, однако, из представленных в материалы дела документов следует, что у него имелись объективные причины, препятствующие ему к постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Разрешая спор, суд оставил без внимания, что действительно Кузеев ФИО33 в дата обращаясь в администрацию с заявлением председателю жилищно-бытовой комиссии просил внести на обсуждение жилищно-бытовой комиссии при администрации его просьбу о принятии его, его семьи на учет для получения жилой площади, при этом указал в качестве состава семьи, в том числе и Кузеева ФИО34.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что опекун, органы опеки могли и должны были принять меры к его постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Суд также не учел незначительный промежуток времени, с пропуском которого обратился истец в администрацию с заявлением о постановке на учет (23 года исполнилось дата).
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства по делу и законодательство, регулирующее данные правоотношения, приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании за истцом право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и принятии на регистрационный учет на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, включив в Список детей-сирот, состоящих на получение льготного жилья с момента обращения с дата.
Требования истца о признании незаконным бездействия администрации судебная коллегия отклоняет, поскольку отсутствуют основания для признания бездействия незаконным. Также судебная коллегия отмечает, что несогласие заявителя с содержанием ответа на обращение не является основанием для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления. Кроме того, истцом не представлено надлежащих и достоверных доказательств в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, о том, что сотрудники жилищного отдела Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан скрыли информацию о не постановке его в Список детей-сирот на получение жилья с дата.
Учитывая неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, обжалуемое решение подлежит отменить, и принять по делу новое решение, которым частично удовлетворить исковые требования Кузеева А.И.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Кузеева ФИО35. удовлетворить частично.
Признать за Кузеевым ФИО36, дата года рождения, право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Принять Кузеева ФИО37, дата года рождения, на регистрационный учет на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, включив в Список детей-сирот, состоящих на получение жилья с дата.
В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействие Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан в части не постановки Кузеева ФИО39 в Список детей-сирот на получение жилья с дата; признания незаконными действия сотрудников жилищного отдела Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан в части сокрытия информации о не постановке Кузеева ФИО38 в Список детей-сирот на получение жилья с дата, отказать.
Председательствующий: Г.Д. Вахитова
Судьи: Ю.Ю. Троценко
Г.Я. Турумтаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.