Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.,
судей Киньягуловой Т.М.,
Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Дубовцеве А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Л. на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Мухтаруллиной З.Д., Акубековой Г.Д. к Администрации городского округа г.Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить;
обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключить с Мухтаруллиной З.Д., Акубековой Г.Д. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью 954 кв.м., расположенного по адресу РБ, адрес, по цене, установленной Правительством Республики Башкортостан N 629 от 29.12.2014 года, по ? доле каждой.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухтаруллина З.Д., Акубекова Г.Д. обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка. Требования мотивировали тем, что они являются собственниками домовладения, по ? доле каждая, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N ... , площадью 954 кв.м по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации. Истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа РБ о передаче им в собственность данного земельного участка путем заключения договора купли - продажи, однако им было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд, а часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий. Не согласившись с данным отказом Мухтаруллина З.Д., Акубекова Г.Д. обратились в суд, просили обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ подготовить и направить в их адрес проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью 954 кв.м, расположенного по адресу: адрес, по цене, установленной действующим законодательством, по ? доли каждой.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Л. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда, по тем основаниям, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав на земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд. Размер спорного земельного участка, на который истец просит заключить договор купли-продажи, превышает максимальный размер предоставляемых земельных участков для обслуживания индивидуального жилого дома.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Мухтаруллиной З.Д., Акубековой Г.Д. - Матвеева И.М., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную: собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
В силу ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, действующей на дату возникновения спора, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, действующей на дату возникновения спора, установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действующей на дату возникновения спора, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действующей на дату возникновения спора, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК Российской Федерации, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, Мухтаруллина З.Д., Акубекова Г.Д. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: адрес на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата N ... N ... , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии N ... от дата.
В дата истцы обратились в Администрацию городского округа г.Уфа с заявлением о предоставлении за плату в собственность земельного участка.
Письмом от дата за N ... Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ответчик отказал истцам в предоставлении вышеуказанного земельного участка для приобретения его в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд и часть испрашиваемого земельного участка, расположена в границах красных линий (л.д. ... ). Из кадастрового паспорта спорного земельного участка от дата усматривается, что он отнесен к категории "земель населенных пунктов" под жилую застройку индивидуальную. Из кадастрового паспорта от дата усматривается, что земельный участок входит в территориальную зону: "Жилая зона, индекс Ж-3", 02.55.1.86, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан "О правилах землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ от 22.08.2008 г. N 7/4.Разрешая спор, проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности отказа ответчиком истцам в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка и правомерно возложил на ответчика обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений ст. 28 Земельного кодекса РФ, именно ответчик обязан доказать наличие хотя бы одного из обстоятельств, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка: изъятие земельного участка из оборота; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд; наличие в отношении испрашиваемого земельного участка ограничения в обороте с одновременным запретом предоставлять его в собственность, а также отсутствие свободной территории для формирования испрашиваемого земельного участка.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Судебная коллегия полагает, что отказ истцам в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка является необоснованным, поскольку каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не существует, земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что истцами не доказана необходимость использования спорного земельного участка площадью именно 954 кв.м, тогда как принадлежащий им жилой дом имеет площадь всего 157,6 кв.м, и требование истцов о передаче им в собственность земельного участка указанной площадью свидетельствует о злоупотреблении истцами своими правами, в защите которых им надлежало отказать, не влекут отмены решения, в силу следующего.
Исходя из пункта 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ, действующей в период возникновения спорных правоотношений, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4, спорный земельный участок не превышает предельных размеров земельных участков для размещения индивидуального жилого дома и предельные параметры разрешенного строительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, в силу чего в собственность предоставлен быть не может, являлись предметом подробного исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Данные доводы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Л. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
Справка: судья Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.