Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей: Габитовой А.М.,
Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2015 года, которым постановлено:
обязать администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан предоставить семье ФИО 1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет субвенций бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО 1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Туймазинский район РБ и Правительству РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма за счет субвенций Республики Башкортостан, в обоснование указав, что распоряжением N ... от дата ее семья из 3 человек была признана нуждающейся и принята на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства в льготном порядке, как имеющая ребенка-инвалида - дочь ФИО 2, ... года рождения. В связи с изложенным, просит обязать ответчиков предоставить ее семью благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма за счет субвенций Республики Башкортостан.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С.П.( по доверенности), указывая на его незаконность, ссылаясь на отсутствие полномочий субъекта Российской Федерации на предоставление жилья семьям, имющим инвалидов, поставленных на учет после 1 января 2005г., полагает, что надлежащим ответчиком является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, также указывает на нарушение положений ст.140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения, коллегия с отсутствием уважительности их неявки в силу положений ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Правительства Республики Башкортостан Ступина С.П., поддержавшего жалобу, представителя ФИО 1 - Нагимова М.Т., поддержавшего решение, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Законным решение является, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в семье ФИО 1 имеется ребенок-инвалид ФИО 2 что подтверждается справкой серии ... N ... от дата., заключением N ... врачебной комиссии детской поликлиники ... от дата., в связи с чем распоряжением главы Администрации МР адрес от дата N ... ФИО 1 принята на учет для улучшения жилищных условий в льготном порядке, как семья, имеющая ребенка-инвалида, с составом семьи из 3 человек: ФИО 3 муж; ФИО 2 ... р.- дочь.
Удовлетворяя исковые требования, районный суд пришел к выводу о том, что, с учетом имеющегося у ФИО 2. заболевания семья истцов в составе 3 человек подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом суд сослался на положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Данный вывод суда нельзя признать законным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится ФИО 2 Иные члены семьи ФИО 2 таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи ФИО 2., состоящей из 3 человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда на статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как на основание для внеочередного порядка обеспечения семьи ФИО 2. в составе трех человек жилым помещением по договору социального найма необоснованна.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи ФИО 1 в составе трех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден распоряжением и.о.главы Администрации МР адрес дата. N ... никем не оспаривался.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Между тем требования приведенных выше правовых норм судом не были учтены, обстоятельства применительно к данным нормам судом не установлены, а вывод суда о том, что с учетом имеющегося у ФИО 2 заболевания семья истцов в составе трех человек подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, противоречит пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, ФИО 2. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, требований о предоставлении ей жилья с учетом дополнительной площади ее матерью ФИО 1 не заявлено.
Вместе с тем при обеспечении жилищных прав ФИО 2 и обеспечении ее жилым помещением во внеочередном порядке следует учитывать требования, установленные в части 5 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится в том числе несовершеннолетний возраст ФИО 2 необходимость ухода за ней со стороны ее матери ФИО 1 нуждаемость в уходе, невозможность самостоятельного проживания в силу малолетнего возраста.
При указанных обстоятельствах коллегия полагает подлежащими удовлетворению требования о предоставлении жилья ФИО 2 и ее матери ФИО 1 обеспечивающей посторонний уход за малолетней ФИО 2
Далее, в отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005г., ст.49 ЖК РФ предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч.3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указами Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
П.3 ч.2 ст.57, п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Иной порядок предоставления жилья инвалидам действующим законодательством не предусмотрен. При указанном положении вывод суда о возложении на Правительство Республики Башкортостан обязанности предоставления ФИО 1 основан на ошибочном толковании норм права, поскольку обязательства по представлению в силу вышеприведенных ном возлагаются на администрацию МР Туймазинский район РБ.
Вместе с тем коллегия находит ошибочным вывод суда о возложении обязательства о предоставлении истцу и ее дочери жилья за счет субвенций бюджета Республики Башкортостан.
Так, в силу ст.28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005. Как указано ранее, обеспечение жильем инвалидов производится в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, что не соответствует правовым нормам.
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу того, что отношения, возникающие в процессе предоставления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан и осуществление расходов бюджета Республики Башкортостан, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством, а физические лица не являются участниками бюджетного процесса согласно статье 152 Бюджетного кодекса РФ, то положения Бюджетного кодекса РФ к отношениям с участием граждан не применимы.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и в части указания на предоставление ФИО 1 жилого помещения за счет субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2014 года отменить.
По делу принять новое решение.
Обязать администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан предоставить ФИО 1 с составом семьи два человека: ФИО 2, ... рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
Председательствующий: Н.М. Мухаметова
Судьи: А.М. Габитова
Э.М. Хамидуллина
Справка: судья ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.