Определение СК по административным делам Ленинградского областного суда от 13 августа 2015 г. по делу N 33-3982/2015

Определение СК по административным делам Ленинградского областного суда от 13 августа 2015 г. по делу N 33-3982/2015

 

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Андреевой Т.Б.,

судей Астапенко С.А., Ночевника С.Г.,

при секретаре Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2015 года, которым удовлетворено исковое заявление Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Лужская межрайонная больница", Правительству Ленинградской области об обязании оборудовать здание пандусами для инвалидов.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения представителя ответчика Правительства Ленинградской области Ш.Т.Г. и представителя третьего лица комитета по здравоохранению Ленинградской области Ч.Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Г.Е.В., не усматривающей оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Лужский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением об обязании ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" организовать работы по оборудованию входа в здание Торковического ФАПа пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здание учреждения, и возложение обязанности по финансированию указанных мероприятий на Правительство Ленинградской области.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере здравоохранения и социальный защиты инвалидов установлено, что вход в Торковический ФАП по адресу: "адрес" не оборудован пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе, использующих кресла-коляски. Отсутствие пандусов или иных специальных устройство для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов у входа в ФАП, нарушает право детей-инвалидов на охрану здоровья и медицинскую помощь. СНИП 35-01-2001 предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственного перемещения внутри здания. Поскольку Правительство Ленинградской области осуществляет функции собственника здания, где расположен Торковический ФПА, соответственно, сооружение пандуса при входе в здание ФАПа финансируется за счет средств собственника (л.д.38-42).

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по здравоохранению и Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом.

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 18.05.2015 ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" и Правительство Ленинградской области обязаны в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать вход в здание Волошовского фельдшерско-акушерского пункта по адресу: "адрес" пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в указанное здание, возложив финансирование данных работ на Правительство Ленинградской области, на ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" - организацию проведения работ (л.д. 108-114).

Допущенная судом первой инстанции описка в указании наименования фельдшерско-акушерского пункта по адресу: "адрес" подлежит устранению в порядке предусмотренном ст.200 ГПК РФ.

Ответчик Правительство Ленинградской области в апелляционной жалобе просит указанное решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе указано, что в соответствии со ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. Собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание. Более того, обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена и на организации независимо от организационно-правовых форм. Кроме того, федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержит указания о том, что беспрепятственный доступ инвалидов в здание должен быть обеспечен именно путем устройства пандуса, следовательно, учреждение вправе самостоятельно избрать способ выполнения данной нормы закона (л.д.120-121).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и со- бак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Одним из средств конкретизации указанных положения является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8,12,15,30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий. Приказом Министерства регионального развития России от 27.12.2011 N 605, проведена актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЭ "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений". Действующий Свод правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам. Так, п. 4.1.14 содержит требование к зданиям о том, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Пункты 4.1.14-4.1.16 указанного СНиПа предусматривают технические требования к пандусам.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, ГБУЗ JIO "Лужская межрайонная больница" передано в государственную собственность Ленинградской области. Собственником имущества и учредителем ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" является Ленинградская область. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Правительство Ленинградской области (л. д. 13).

В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 18.12.2013 N 624-р "О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области" фельдшерско-акушерский пункт по адресу: "адрес" был передан в собственность Ленинградской области (л.д.66).

По информации главного врача ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" вход в здание Торковического ФАП пандусами не оборудован (л.д.6).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения обязанности по оборудованию входа в здание ФАП пандусами, как на учреждение здравоохранения, так и на Правительство Ленинградской области в части финансирования указанных работ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что собственник имущества бюджетного учреждения несет ответственность только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, указанные выше выводы суда первой инстанции не опровергают.

Как указано в Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689- О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Согласно частями 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.

Поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры, исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости учреждению здравоохранения на праве безвозмездного пользования или оперативного управления).

Как указано в ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Согласно ст.25 областного закона Ленинградской области от 19.01.2001 N 4-оз "Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области" расходы по содержанию государственного имущества Ленинградской области, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, несет это учреждение за счет средств областного бюджета Ленинградской области и (или) средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Как указано в ст.38 закона Ленинградской области от 27.10.1994 N б-оз "Устав Ленинградской области" Правительство Ленинградской области, в том числе, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально- экономического развития Ленинградской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии;) разрабатывает для представления Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области проект областного бюджета, а также проект стратегии социально-экономического развития Ленинградской области; обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении и ежегодный отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области для представления их Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области; управляет и распоряжается собственностью Ленинградской области в соответствии с законами Ленинградской области.

Следовательно, самостоятельная имущественная ответственность ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница" по своим обязательствам не освобождает Правительство Ленинградской области от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения по выполнению государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Приняв во внимание указанные нормы закона в совокупности с вышеприведенными обстоятельствами, суд первой инстанции правильно установил, что невозможно исполнить требования прокурора без участия учредителя и собственника имущества в лице Правительства Ленинградской области в форме надлежащего финансирования.

При указанных обстоятельствах, ссылка подателя жалобы на положения ст. 123.22 ГК РФ представляется неубедительной.

Доводы апелляционной жалобы об ограничении прав Правительства Ленинградской области возложением обязанности по финансированию именно устройства пандуса, судебной коллегией оцениваются критически, поскольку никаких доказательств необходимости устройства других средств подъема ответчиком ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции приведено не было.

Также, ответчики не ссылались на невозможность устройства пандуса у входа в Торковический ФАП.

Напротив, с декабря 2013 года, будучи собственником Торковического ФАП, Правительство Ленинградской области никаких действий по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в Торковический ФАП не совершило.

При этом, постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 406 утверждена государственная программа Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области", включающая в себя подпрограмму "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области".

Правовым основанием для разработки данной подпрограммы указан СНиП 35- 01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Указанной подпрограммой предусмотрено в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения проведение работ по оборудованию пандусов, установке лифтов и подъемных устройств, включая мобильные подъемники, демонтажу порогов, установке поручней, оборудованию санитарных помещений для инвалидов, нанесению рельефных и контрастных полос на путях следования посетителей.

Следовательно, возложение обязанности по организации финансирования устройства именно пандуса не свидетельствует об ограничение прав Правительства Ленинградской области, поскольку в случае совершения иных действий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, соответствующих СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", ответчики не лишены возможности в соответствии с требованиями ст.203 ГПК РФ поставить вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лужского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Ленинградской области без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Судья Михайлов В.В.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.