Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Герман М.В.,
судей Алексеевой Е.Д., Насиковской А.А.,
при секретаре Булановой Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области Оськиной Н.Н. на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 19 июня 2015, которым установлен факт принадлежности Тришкова А.А. к национальности вепс и на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области возложена обязанность назначить Тришкова А.А. социальную пенсию по старости как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Е.Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Тришков А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области с требованием установить факт принадлежности к национальности вепс и назначить социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии. Свое обращение мотивировал тем, что относится к числу коренных малочисленных народов Севера и, являясь нетрудоспособным, имеет право, на назначение социальной пенсии, начиная с 55-летнего возраста.
Между тем, на данное заявление ДД.ММ.ГГГГ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области ответило отказом, ввиду непредставления документов, подтверждающих принадлежность истца к малочисленным народам Севера, а также непредставления подтверждения того, что он постоянно проживает в районах проживания малочисленных народов Севера и отсутствия в его документах указания на национальность.
Подпорожским городским судом Ленинградской области 19.06.2015 года постановлено решение, которым исковые требования Тришкова А.А. удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение. В качестве доводов жалобы указано на неверное применение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, определеив рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежаще уведомленных о дате, месте и времени судебного разбирательства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Статья 3 вышеназванного закона предусматривает, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В силу ст.4 закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" помимо прочих категорий, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Статья 11 данного закона раскрывает условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам. Из положений данной статьи следует, что право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.
Данным гражданам устанавливает социальная пенсия по старости.
Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной положениями настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В силу пп.1 ст.1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 05.04.2009) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N255 (с последующими изменениями). В этот Перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской области и Вологодской области.
Вепсы также включены Перечень коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Данный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (ред. от 26.12.2011) "Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
Вместе с тем необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N631-р.
В Ленинградской области данными местами являются Подпорожский муниципальный район (Вознесенское городское поселение, Винницкое сельское поселение), Бокситогорский муниципальный район (Радогощинское сельское поселение), Лодейнопольский муниципальный район (Алеховщинское сельское поселение), Тихвинский муниципальный район (Пашозерское сельское поселение).
Таким образом, вепсам, проживающим на указанных территориях, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
При разрешении спора суду первой инстанции необходимо было выяснить, достиг ли истец 55-летнего возраста, относится ли он к лицам из малочисленных народов Севера, а также то, проживает ли он в местах традиционного расселения данного народа и занимается ли деятельностью, характерной для данного народа.
Судом первой инстанции обоснованно установлен факт принадлежности Тришкова А.А. к народности вепс, поскольку данное обстоятельство подтверждено в ходе рассмотрения дела.
Тришков А.А. с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время проживает на территории Вознесенского городского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, отнесенного распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р к месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе к месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, относящихся к малочисленным народам Севера.
Из свидетельства о рождении родителей истца следует, что оба они являются вепсами.
Сведениями администрации муниципального образования "Вознесенское городское поселение" подтверждается, что Тришков А.А. проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепского народа, занимается земледелием, животноводством и др.
При таких обстоятельствах Тришков А.А. как достигший возраста 55 лет, являясь вепсом, постоянно проживая на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимаясь традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении социальной пенсии было отказано.
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о незаконности указанного решения пенсионного органа, и в соответствии с вышеуказанными требованиями закона и положениями ст. 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", обосновано принято решение об обязании пенсионного органа назначить истцу социальную пенсию в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Утверждения пенсионного органа о том, что истец не относится к малочисленным народам Севера, а соответствующая социальная льгота должна предоставляться только тем гражданам, из числа малочисленных народов Севера, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не основаны на нормах закона и противоречат материалам дела.
Судебная коллегия полагает, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а так же к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 19 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Судья Устюжина Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.